Храм села Данилово

Наш храм – Даниловский, в Прикамье, отличается от других древностью.

По старинным преданиям, первый деревянный храм заложен казачьим подъесаулом Даниилом, соратником атамана Ермака в 1590 году в поселке Березовое, переименованное в Никольское после освящения престола в честь иконы Святителя Николая, и в Данилово, уже после смерти легендарного казака.

Согласно сохранившихся храмозданным грамотам, первое упоминание Даниловского храма относится к 1640 году. Поэтому, документально, сегодняшнее каменное здание в истории села, шестое по счету, и возведено оно по проекту известного на Урале зодчего Семена Емельяновича Дудина и протоиерея Петра Анкидиновича Анисимова. Дудин – основоположник русского классицизма на Урале. Согласно храмозданных грамот генерала губернатора города Казани Барятинского в 1649 году «Отмечено наличие села Березовское, Данилово тож, куда бежали от бессильных налогов жители Прикамья».

Первый по времени, наиболее близкий к Даниловской  церкви аналог — это Мазунинская церковь, затем Елабужская церковь – безусловно тоже Дудинский проект. И две церкви – Вавожская церковь, и, одна из святынь Вятского православия — церковь Николы Великорецкого, где происходит знаменитый крестный ход. Эти четыре церкви имеют Дудинские мотивы (огромное арочное окно в холодном храме, орнамент). Они восприняты Дудиным в Италии, и проявлялись в других его постройках. Главной уникальностью храма, в отличие от других, и гордостью прихожан являются 15 благодарственных писем фельдмаршалов — князя Ивана Ивановича Дибича и графа Ивана Федоровича Паскевича в адрес прихода за надежность рекрутов, проявлявших в баталиях чудеса героизма и доблести, что отражается на художественном панно здания. Данный посыл в историю заложен в архитектуру самого храма, каменное обрамление на фасаде здания с художественным панно в честь героев, «избавлявших державу Российскую от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков» у деревни Бородино, что тоже является уникальностью объекта.

Панно на храме «Вечная память героям Бородино» принадлежит кисти художников династии Васнецовых, несколько поколений которых  с 1854 года служивших в Даниловском храме и учеников этой школы. Фигуры фельдмаршалов в окружении героев Бородинской битвы не случайно размещены на переднем плане, что говорит об ответной благодарности им от народа за грамоты рекрутам и  несомненной связи русского духа и в офицерском составе и у обычных солдат. Панорама 6 метров на 1,8 метра восстановлена усилиями заслуженного работника культуры УР –  Владимиром Ивановичем Голощаповым.

Даниловский храм имеет монументальный, величественный вид, простую архитектурную конфигурацию и сейсмонадежную конструкцию стен. Главными характеристиками для тех времен были вместимость, безопасность и эргономика при эксплуатации. По оценке Евгения Федоровича Шумилова доктора профессора УДГУ, искусствоведа, храм является жемчужиной Прикамья.

Особенностью объекта является уникальная система отопления с инжекцией воздуха при топке котельной, что обеспечивало прогрев помещения при малом сжигании топлива. Архитектор разместил комнату настоятеля над котельной с входом из храма, что позволяло отделить холодный притвор со звонницей от отапливаемой части. Жилая часть, при этом, была самой теплой, так как через нее проходила отопительная система со  специальными продухами для инжекции теплого воздуха, при этом в помещении над потолком размещались обычные деревенские палати для ночевки приезжих. Котельная размещалась под жилым помещением настоятеля в подвальной части здания, с узким спуском из притвора в левой части, к сожалению, по простоте душевной засыпано и замуровано за ненадобностью и требует реставрации. По такому же узкому полувинтовому подъему в правой части притвора можно подняться на звонницу. Узенький, практичный вход на нее позволял оповещать население по всей округе  о богослужениях, требах и вообще жизни храма.

Каменный храм в последнем исполнении выполнен во славу Российского воинства в Отечественной войне 1812-1814гг.» — так гласит текст на мемореальной  доске исторического и архитектурного памятника. По рассказам старожилов в строительстве участвовали пленные французы, которые доживали свой век в Сарапуле. Около миллиона пришло их на землю русскую и только около пяти тысяч пересекли нашу границу после жалкого побега великого завоевателя. В ответ на варварское нашествие объединенной Европы на Россию, царская  система еще продолжительное время содержала пленных, множество из которых осталось доживать свой век в качестве подданных Российского государства.

Храм изначально становится Символом русского воинского духа, в котором формируются традиции храброго, сильного, умелого и выносливого защитника родины. У стен храма собирались на войну  рекруты и солдаты Турецких войн 1806-1811гг, Отечественной войны 1812 года, Крымской -1855г. Здесь собирались в поход наши земляки на Балканскую войну 1877-1878гг.

После традиционного молебна каждого воина благословляли нательной иконкой — образом Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца. По свидетельству старожилов, Лидии Николаевны Костенковой, Анатолия Яковлевича Липина и других, связь со Спасителем невидимым  и чудесным образом переходя по наследству, сохраняла жизнь воинам носившим нательный образ на примерах 1941-1945 года., из 58 воинов, 28 вернулись домой живыми, которые благословлялись таким образом. В настоящий момент традиция возрождается, и нательные иконки-образа, всегда можно приобрести к церковной лавке.

В 1830 году в Даниловский приход входили 29 населенных пунктов – с.Данилово, д.Агаревка, д.Кесово, д.Атабаево, поч.Санниково, д.Старая Поповка, поч.Коробейниково, д. Оска, д. Медвежья, д. Байситово с монастырем, д.Верхнее Кечево, д.Сутягино, д.Сарсак-Омга, д.Валион, д.Аксарино, д.Яжбахтино, д.Петрица, поч.Малиново, поч.Косолапово, поч.Заполье, д.Юрино, д.Верхняя Иж-Бобья, д.Нижняя Иж-Бобья, сельцо Тимеевка, д.Игрово, поч.Ярумцево, поч.Красноперово, д.Нижнее Кечево, д.Среднее Кечево, д.Турово, д.Карамас-Пельга, поч.Ушкур, д.Шадрино, д.Каменный Ключ, поч.Варали, а так же: д.ИжБайки, д.Аксакшур – крупный населенный пункт и два его починка Сысыпу и Кутер-Куттон, починок Пушин Мыс,  д.Новотроицкое, которое находилось в трех километрах от д.Атабаево, имело более 50 дворов, в прошлом самостоятельный колхоз, в последствии объединенный с колхозом им.Димитрова, д.Атабаево.

Церковно-приходских школ было четыре: в д.Аксарино, д.Атабаево, с.Данилово, с.Яжбахтино. Остатки здания сохранились до сих пор в д.Атабаево. Остатки земской народной школы –  в д.Аксакшур. На территории прихода имелось две земских учебных мастерских: в д.Атабаево – швейное и сапожное ремесло, в с.Данилово – ткацкая ремесленная  мастерская, принадлежащей Кунгуровой Е.Я., настоятелем аксаринской школы был один из представителей Васнецовых, что тоже является особенностью Даниловского прихода.

По свидетельству бабушки походного атамана Сергея Феденева, Камский Край в основном был свободен от крепости, но были  и вкрапления помещичьих усадеб. Деревня Аксанино, была помещичьей усадьбой прапорщика Бичурина, военнослужащего Дельмгольца. Село Тимеево с храмом Покрова Богородицы, приписанной к Даниловскому Храму, было собственностью Иполита Новокшонова.

Не изучая философию менеджмента, наши предки сами создавали пирамиду восхождения молодежи во взрослую жизнь. Получая необходимую первоначальную грамоту, каждый имел возможность дальнейшего роста в зависимости уже от характера, харизмы. Безусловно, все это для того времени создавало хорошую базу для приобретения профессии и повышения грамотности. По данным переписи, проводимой в 1879г., статистические данные по трем приходам говорят о более высоком уровне грамотности, чем в среднем по России.

Церковь Удмуртии обеспечивалась своими кадрами священнослужителей, их готовили 2 училища (в Сарапуле с 1819 года и Глазове  с 1843 года). Таким образом, согласно справочника «Православные храмы Удмуртии»,к началу 20 века в Удмуртии сложилась стройная церковная структура, и к моменту революционных событий 1917 года она располагала как материальными, так и духовными возможностями – 484 богослужебных здания и 1097 священнослужителей.

Удмурты в первой половине 18 века крестились единицами, новокрещеных приписывали к старо-русским приходам, в том числе к Даниловскому, (отмечено около 10 приходов). В соответствии с указом Анны Иоанновны от 11 сентября 1740 года новокрещенные награждались крестами, одеждой, обувью и деньгами. Если крестилась вся семья, то выдавалась икона Спасителя и Богородицы. (Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель. – Ижевск. Удмуртия, 2000.).

До 1825 года Николаевский приход был настолько велик, что территория охвата населения была больше площади сегодняшнего Киясовского района. Он обслуживал пограничные населенные пункты сегодняшних Сарапульского, Малопургинского и Агрызского районов.

Приход был малоуправляемым из-за больших размеров. Жители других населенных пунктов не имели возможности постоянного контакта со своим духовным наставником. От населения постоянно шли просьбы об образовании новых приходов, расположенных ближе к их деревням. Жители многих крупных населенных пунктов стремились иметь у себя храм как символ самостоятельности. Это была не погоня за престижем, а необходимость, показатель культуры села, показатель его духовного и материального благополучия. Единственная возможность в те времена обучить детей грамоте.

Поэтому в 1825 года  указом Синода открыт Ильдибаевский приход, в 1861м- Киясовский, в 1863м- Ермолаевский, в 1864 Мушаковский, в 1888м – Тимеевский, в 1896и – Яжбахтинский. Все они являются дачерними, отпочковавшимися от Даниловского. Советская власть уничтожила их все и словно в насмешку над верующими Киясовского района оставила Даниловский храм, где отец Вениамин со своей матушкой Демидовной справляли службу до 3 августа 1941 года. И только после войны была вновь открыта Спасская Церковь села Данилово. 1 сентября 1946 года, настоятель протоиерей отец Геннадий Юрьев совершил очередное освящение престола в честь Святителя Николая в теплой части храма и главного престола в честь Спаса Нерукотворного 28  августа 1948 года. Затем 29 лет советского запрета, безмолвия и разрушения и в третий раз служба в день Покрова Богородицы проведена в возрождающемся храме в 1991году священнослужителем Викторином Костенковым, род которого возрастал в соседней деревне Лутоха.

Было бы большой ошибкой не сохранить память о разрушенных богоборцами православных храмов, с таким трудом возводимых на пожертвования населения. В память потомкам о строителях коммунизма, сейчас ведется работа по размещению в Даниловском храме, перед иконостасом  следующих икон:

  1. Михаила Архангела (Киясовский приход)
  2. Святой Троицы (Мушаковский)
  3. Покрова Пресвятой Богородицы (Тимеево)
  4. Великомучеников Космо-Дамиана (Яжбахтинский)
  5. Апостолов Петра и Павла (Ильдибаевский)
  6. Святого Василия Великого (Ермолаевский)
  7. Великомученников Фрола и Лавра(село Выезд)
  8. Часовни Фрола и Лавра(Святой Ключ)

Часовни Богородицкая (д. Сабанчино)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *