О духе человека

Проявления духа в человеке и должны быть руководством в жизни каждого человека, то есть жить в общении с Богом, жить по воле Божией и пребывать в любви Божией, а это значит исполнять свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь.

О духе человека. Человек состоит не из одной лишь материи, но и из высшего оживотворяющего начала. В действительности человек трех-составен и состоит из тела, души и духа:  — Тело человека создано Богом из nраха земного (Быт. 2, 7). Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ – животных.

Для общения с внешним миром тело человека наделено зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без которых человек был бы беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе, без души он был бы лишь мертвой машиной без движения.

 Душа дана Богом как оживотворяющее начало, для того, чтобы управлять телом. Душа есть и у животных, у которых она вместе с телом была произведена землей и водой. И сказал Бог: да произведет вода … душу живую … рыб (и) пресмыкающихся … И сказал Бог: да произведет земля душу живую … скотов, и гадов, и зверей … по роду их. И стало так (Быт. 1, 20-24).

И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2, 7). Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, то есть его дух, который от Бога и которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами.

Все движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются, столь молниеносно изменчивы и трудноуловимы, что для удобства различения их принято разделять на мысли, чувства и желания.

Душа производит свою мыслительную работу с помощью мозга.
Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривается как некий центр жизни человека, в котором вмещается все, что входит в душу из вне, и из которого все исходит во вне.

Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле. Результаты деятельности нашего ума и чувства, порожденные сердцем, оказывают давление на волю, и наше тело производит то или иное действие.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело, с  помощью органов внешних чувств, дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, управляет телом. Такую связь называют душевно-телесной жизнью.

Однако, если жизнь телесная заключается в  удовлетворении потребностей тела, то жизнь душевная состоит из удовлетворения потребностей души, то есть ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

 Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души. Тело и душа — это еще не весь человек.  Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который выступает в роли судьи души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения.

«Дух, — говорит святитель Феофан Затворник, — как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и только в Нем находит покой. Неким духовным, сокровенным чутьем удостоверяясь от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им». «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе», говорит блаженный Августин.

Дух в человеке проявляется в трех  видах: Страх Божий, совесть и  жажда Бога. Страх Божий – это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменной верой в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля. Все народы, на каких бы они ступенях развития ни находились, имели и имеют веру в Бога.

Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. И не только указывает, но и понуждает человека исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья — блюститель Закона Божия или «голос Божий» в душе человека.

Третье проявление духа в человеке жажда Бога. И в самом деле, нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным наш дух удовлетвориться не может.

Какими бы земными благами человек не обладал, ему все хочется чего-то большего. Вечная человеческая неудовлетворенность, вечное недовольство, ничем не насытимая жажда показывают, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, не земному, к чему-то идеальному.

Так как ничто земное этой жажды в человеке утолить не может, то дух человека и мятется, не находя себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге. Сознательно или бессознательно, а дух человеческий всегда стремится к живому общению с Духом Божиим, находя только к Нему родственное влечение.

Таковы проявления духа в человеке, которые и должны быть руководством в жизни каждого человека, то есть жить в общении с Богом, жить по воле Божией и пребывать в любви Божией, а это значит исполнять свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь.