Георгий Победоносец

Во времена гонений святые приобретали благодать через мученичество. Тысячи мучеников пополнили списки  христианской Церкви.
Георгий Победоносец. Эпоху мученичества, называют «временем христианской славы», так как мученики за христианскую веру  выходят победителями над страхом смерти и над самой смертьюИх победой радуются Ангелы и сокрушаются демоны.
Материальное богатство проходит, одежды изнашиваются, дома разрушаются, духовные же сокровища сияют славою собственного света.

Великомученики за Христа претерпели «великие»истязания. Мучители «посменно» мучили христиан, чтоб те отказались от Христа. Но жизнь в вечности важнее сиюминутных ощущений, даже если они непереносимые. Наступают моменты, когда надо делать выбор: с кем ты? Или со Христом Спасителем, или с темной силой. Среднего не дано. И выбор иногда бывает предательским.

Вот как описывает истязания летописец (позже на основании подобных легенд была создана икона «Георгий Победоносец», дополненная миниатюрными образками-клеймами, на которых запечатлены сцены мучений):

в первый день праведника бросили на землю, заковав в колодки, а на грудь водрузили тяжёлый камень;

во второй день его распяли на колесе, утыканном острыми лезвиями. Когда ножи вонзились в плоть святого, из ран полилась кровь, и наблюдавшие за казнью придворные решили, что он мёртв. Но внезапно перед подвижником возник облачённый в светлое сияние ангел. Георгий поприветствовал Господнего посланника воинским салютом, и все его раны мгновенно излечились;

на третий день чудотворца бросили в яму с известью, но это никак ему не повредило;

после этого палачи перебили святому кости в предплечьях, голенях, плечах и бёдрах, но все повреждения мгновенно исчезали;

затем на мученика надели деревянные сапоги, из которых торчали острые гвозди, и в таком виде привели к Диоклетиану. Однако истовая молитва позволила св. Георгию бестрепетно выдержать и эту пытку;

потом праведника избили плетьми из воловьих жил так, что у него со спины слезла вся кожа, но по соизволению Спасителя он исцелился;

на седьмой день подвижнику поднесли две чаши со снадобьями, которые сделал волхв Афанасий. Одно зелье должно было лишить его разума, а второе – жизни. Однако чары не смогли повлиять на верующего в истинного Бога Георгия.

Созерцая столь беспримерную твёрдость веры и силу духа, к Иисусу Христу обратились многие язычники. Среди них были преторы (распорядители, которые оглашали указы владыки) Анатолий и Протолеон, а также супруга правителя, Александра. Кроме того, по молитве праведника происходили и другие чудеса – например, воскрешение мёртвого вола бедного земледельца Гликерия. Когда же мученика спрашивали, как он совершает всё это, тот лишь воздавал хвалу Творцу.

Наконец Диоклетиан повелел привести подвижника в капище Аполлона, чтобы он поклонился поставленным там идолам. Но святой не убоялся и этого испытания – встав перед изваянием, он произнёс: «Не ради тебя я шёл на заклание, и не ты примешь от меня жертву!», а затем перекрестил статую. Тотчас все фигуры божков сокрушились, а обитавшие в них бесы закричали страшными голосами.

В ночь перед казнью праведника приснился Иисус Христос, увенчанный сияющей золотой короной. Он ободрил страдальца и пообещал ему райское блаженство. Проснувшись, мученик немедленно позвал к себе слугу и повелел ему записать это событие (позже на основании подобных преданий была создана молитва Георгию Победоносцу, а также многочисленные апокрифы).

На рассвете следующего дня святой вновь воззвал к Господу, а затем со спокойной душой отправился на эшафот. Ему, как и царице Александре Римской, отрубили голову. В Средневековье на месте, где происходила казнь, построили церковь Георгия Победоносца, чтобы почтить память чудотворца.

Позже слуга, который до последнего часа сопровождал подвижника, забрал тело, чтобы погрести его в родовом поместье, расположенном около г. Лида в Палестине (сейчас он носит название Лод). Храм Георгия Победоносца, возведённый над гробницей, находится под управлением Иерусалимской православной церкви. Глава мученика содержится в базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро (Рим), а десница – в афонской обители Ксенофонта. Кроме того, часть мощей хранится в реликварии Сент-Шапель (Париж). Туда их привёз Людовик ІХ Святой (1214-1270).

Посмертные чудеса праведника.  Самым известным деянием мученика является победа над змеем. Как гласит предание, неподалёку от г. Бейрута находилось полноводное озеро, которое питало эту пустынную местность. Но однажды в нём поселился огромный змей – он преградил людям дорогу к воде, приказав приносить себе в жертву самых прекрасных юношей и девушек. И вот жребий пал на царскую наследницу. Девушку отвели к чудовищу, но внезапно перед ней явился всадник в сияющих латах – он пронзил монстра копьём, избавив царевну от ужасной смерти. Позже он назвался Георгием и сопроводил красавицу домой.

Столь удивительное событие не только поспособствовало прекращению жертвоприношений – восхищаясь милосердием и добротой Господа, почти все жители той местности приняли христианство. Благодаря этому значение иконы «Георгий Победоносец», на которой запечатлено чудо, стало более символичным – королевна олицетворяет Церковь, а змей – языческие верования. Кроме того, чудовище является воплощением Дьявола, который предстал перед Адамом и Евой в обличье змеи.

Известно и чудо в Рамеле. Тогда один сарацин выстрелил из лука в образ мученика. Сразу после этого рука богохульника опухла и стала ужасно болеть. Священник, к которому обратился страдалец, посоветовал ему возжечь перед изуродованной реликвией лампаду, а наутро смочить маслом из светильника поражённое место. И вправду, когда мужчина проделал всё это, боль мгновенно исчезла, а впечатлённый язычник принял христианство.

Георгий Победоносец – небесный защитник и покровитель.  Этого святого почитают как хранителя многих стран. Так, в Киевской Руси он стал известен под именем Юрий (Егор). Первые монастыри в честь мученика основал ещё князь Ярослав Мудрый. А память подвижника празднуется 23 апреля и 26 ноября (соответственно, весенний и осенний «Юрьевы дни»). Эти даты знаменуют начало и окончание полевых работ.

Церковь Георгия Победоносца часто можно встретить и в Грузии, ведь просветительница этой страны – св. Нино – была кузиной праведника. Подобные храмы строили в честь воинских побед, клятв о вечной дружбе, бракосочетаний, причём возводить их помогали как простые работники, так и полководцы, и даже цари – например, Мириан и Тамар. А 6 мая – день смерти мученика – является государственным праздником.

Оберегает святой и Англию. Ещё правитель Эдмунд III (XI ст.) назвал его покровителем Великобритании. Знак подвижника – Георгиевский крест – имеется даже на флаге страны.

В исламской религии Джирджис Эль-Худи – одна из наиболее почитаемых некоранических фигур. Ему даже посвящено несколько мечетей – например, небольшое строение на морском берегу неподалёку от Сарепты (современный город Сарафенд).