О Богородице

Человечество сказало: «Приходи! Приходи тем чудным и неожиданным способом, которым  Ты решил прийти».

О Богородице. Сегодня мы узнаем о тайне рождения Спасителя. Если Господу было угодно родиться от Жены, то почему Он не родился сразу от Евы?  Зачем нужна была эта длинная, кровавая и запутанная трагедия, называемая «историей»? Неужели наш мир для Него – подобие театра?

Конечно же, нет. Дело в том, что не возможно, родиться Богу от любой женщины. Не всякий человек может быть вместилищем наивысшей благодати. Во всех женщинах – одна природа, и органы пола приспособлены к вынашиванию и рождению. Но не во всех женщинах одни мысли, одна чистота, одна молитва, одно желание служить только Единому и больше никому. Господь воплотился и стал человеком, как только нашел Ту,от Которой стало возможно Боговоплощение.

Вся история мира до Рождества двигалась в сторону рождения человечеством лучшего цветка – Богородицы. И в слове «Богородица» помещается весь Промысел Божий  о ветхозаветном мире. Ради этого — избрание одного человека Авраама. Ради этого – дарование Аврааму потомства  и превращение этого потомства в многочисленный народ. Ради этого – дарование народу Закона.  Нужно было отделить, оградить этот народ от прочих, чтобы в недрах его вырастить Деву, достойную стать Матерью Мессии.

И вот Она родилась. Уже прошли незаметные для посторонних глаз годы жизни при Храме – годы, овеянные тайной, пронизанные благодатью; годы прожитые под недремлющим взором Всевидящего Ока. Уже девочка стала девушкой, и в храме Ей больше оставаться было нельзя. Уже обручили Ее вдовцу из Ее же колена, который должен хранить  и оберегать врученное ему сокровище.

Она никогда не была праздной. За годы жизни при храме Она привыкла чередовать молитву с работой, а работу с чтением и Богомыслием. И тогда Она тоже была занята делом, когда не раскрывая дверей, в Ее доме появился Архангел.

Есть иконы, на которых Дева читает. Читает конечно же Писание  и быть может, те самые слова, где говорится: «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Так или иначе, в книге многочисленные буквы, точки и крючочки так похожи на обилие ветвей и листвы на дереве. Дева Мария исправила  ошибку своей праматери Евы, загладила прежнее непослушание. В листве райского дерева тогда спрятался змей, а в буквах этой Книги таится небесный смысл.

Там у дерева, праматерь была в высшей степени нерассудительна, доверчива, поспешна в решениях. Здесь Мария проявляет сдержанность и мудрость. Она проявляет наличие у Нее духовного опыта, редкого, почти невозможного для Ее отроческих лет.

Совсем недавно тот же Архангел «Гавриил, предстоящий перед Богом»(Лк.1: 19), явился в Храме священнику Захарии и возвестил о будущем зачатии Предтечи. Тогда старый священник «смутился. И страх напал на него»(Лк.1.12).

Когда же дева Мария увидела небесного гостя Она «смутилась, и размышляла, что бы это было за приветствие (Лк.1:29).

Разница очевидна: священник боится, Дева размышляет. Она смотрит на гостя молча, так, словно Она привыкла к посещениям «сверху». Она молчит и рассуждает в себе. Это проявление дисциплины ума высшей пробы; это аскетическая зрелость высшего порядка. Она предельно собрана. Она вслушивается в слова Архангела Гавриила, а тот объясняет Деве, что пророчества исполняются. На языке понятий, доступных только уму и сердцу истинных израильтян, чающих утехи Израилевой, Гавриил говорит о рождении Сына, Которому будет дан престол Давида, Который 130 лет царится над домом Иакова и Царству Которого не будет конца.

Дева слушает. Надо думать Она не просто слушает, но слушает  и молится, силясь почувствовать, обман ли это, подобный шепоту змея в Раю, или правда Божия. Один раз Она позволяет Себе вопрос: «Как же будет это, когда я мужа не знаю?

В ответ Гавриил говорит о Духе Святом и о Силе Всевышнего, Которые имеют найти на Нее и осенить Ее. Дух Святой – это Утешитель, а Сила Всевышнего – это Слово Божие и Сын. Он здесь, Он смотрит на  Ту, Которая будет Его земной Матерью. Он ждет Ее согласия.

Ведь еще не произошло зачатие. Еще только идет диалог Ангела и Девушки. Вся история мира истончилась до слабости нити. Испугайся Дева, скажи: «Я боюсь! Отойди от Меня», и Ангел отойдет, а история продолжится. Продолжится поиск земной Матери для Безлетного Сына.

Мария не должна отказываться ни от чувства недостоинства, ни от чувства страха. Она должна быть выше даже Моисея, который, слыша повеление идти в Египет и уводить народ, то ссылается на дефект речи, то  спрашивает, что именно ему говорить израильтянам.

Дева отвечает: «Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Все!  Двери души Марии раскрыты Воле Божией и замыслу о Ней, а через Нее – о всех нас. Человечество в Ее лице сказало Богу: «Да!»

Человечество сказало: «Приходи! Приходи тем чудным и неожиданным способом, которым  Ты решил прийти».

Бог, уважающий свободу человека, получает человеческое разрешение на то, чтобы творить в тайне от праздных взглядов, Свои великие дела, открытые только одним смиренным душам. Скоро Мария Сама об этом пропоет, встретившись с матерью будущего Предтечи: «Низложил сильных с престола, и вознес смиренных; Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем»(Лк1:52-53).

Мы поем молитвы на Богослужебной литургии в храме ранее спетое серафимами: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Мы читаем и поем Трисвятое. Мы повторяем в утренней молитве, ранее спетое ангелами: «Слава вышних Богу, и на земле – мир, в человецех благоволение».

К Божьей Матери мы тоже обращаемся ангельскими словами: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою»,- говорим мы вслед за Гавриилом. Эти слова повторяются часто, далеко выходя за рамки праздника Благовещенья. Вплотную к ним примыкают длинные похвалы великолепного Акафиста Благовещенью, каждая строчка которого несет сладость сердцу. «Радуйся Лествице, Ею же сниде Бог! Радуйся, мосте, приводящий сущих от земли на Небо! Радуйся, столпе огненный, наставляй сущия во тьме» Радуйся, покрове миру, ширший облака…»

Все эти похвалы рождены архангеловым голосом и радостью об исполнившихся пророчествах.

А что же Гавриил? Исполнив то, что было велено ему, и услыхав слова согласия от Девы, он видел, как  зачинается в Ее чреве и принимает плотский образ Господь, и с благоговейным страхом покинул  скромный Назаретский дом.

«И отошел от Нее Ангел»(Лк1:38).

Велик Замысел Творца в человеке. Но сколько бы человек не пытался его понять, до конца этого сделать или вообразить  невозможно. Тайна каждого человека настолько связана с Господом, со всем человечеством, со всей вселенной, что мы можем только молитвенным деланием постепенно постигать глубины Его мудрости и неизменно радоваться этому.