Храм в с. Данилово

Храмоизданные грамоты. Зодчий Дудин. Аналоги. Благодарственные письма. Панно и росписи школы Васнецова. Сейсмонадежность и инженерная уникальность. Исторический памятник. Пленные французы. Символ русского воинского духа. Нательные иконки. Материнское место.

Храм села Данилово. Первый по времени, наиболее близкий к Даниловской  церкви аналог — это Мазунинская церковь, затем Елабужская церковь – безусловно тоже Дудинский проект. И две церкви – Вавожская церковь, и, одна из святынь Вятского православия — церковь Николы Великорецкого, где происходит знаменитый крестный ход. Эти четыре церкви имеют Дудинские мотивы (огромное арочное окно в холодном храме, орнамент). Они восприняты Дудиным в Италии, и проявлялись в других его постройках.

Одной из уникальностей храма, в отличие от других, и гордостью прихожан являются 15 благодарственных писем фельдмаршалов — князя Ивана Ивановича Дибича и графа Ивана Федоровича Паскевича в адрес прихода за надежность рекрутов, проявлявших в баталиях чудеса героизма и доблести, что отражается на художественном панно здания. Данный посыл в историю заложен в архитектуру самого храма, каменное обрамление на фасаде здания с художественным панно в честь героев, «избавлявших державу Российскую от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков» у деревни Бородино, что тоже является уникальностью объекта.

Панно на храме «Вечная память героям Бородино» принадлежит кисти художников династии Васнецовых, несколько поколений которых  с 1854 года служивших в Даниловском храме и учеников этой школы. Фигуры фельдмаршалов в окружении героев Бородинской битвы не случайно размещены на переднем плане, что говорит об ответной благодарности им от народа за грамоты рекрутам и  несомненной связи русского духа и в офицерском составе и у обычных солдат. Панорама 6 метров на 1,8 метра восстановлена усилиями заслуженного работника культуры УР –  Владимиром Ивановичем Голощаповым.

Даниловский храм имеет монументальный, величественный вид, простую архитектурную конфигурацию и сейсмонадежную конструкцию стен. Главными характеристиками для тех времен были вместимость, безопасность и эргономика при эксплуатации. Особенностью объекта является уникальная система отопления с инжекцией воздуха при топке котельной, что обеспечивало прогрев помещения при малом сжигании топлива. Архитектор разместил комнату настоятеля над котельной с входом из храма, что позволяло отделить холодный притвор со звонницей от отапливаемой части. Жилая часть, при этом, была самой теплой, так как через нее проходила отопительная система со специальными продухами для инжекции теплого воздуха, при этом в помещении над потолком размещались обычные деревенские палати для ночевки приезжих. Котельная размещалась под жилым помещением настоятеля в подвальной части здания, с узким спуском из притвора в левой части, к сожалению, по простоте душевной засыпано и замуровано за ненадобностью и требует реставрации. По такому же узкому полувинтовому подъему в правой части притвора можно подняться на звонницу. Узенький, практичный вход на нее позволял оповещать население по всей округе  о богослужениях, требах и вообще жизни храма.

Каменный храм в последнем исполнении выполнен во славу Российского воинства в Отечественной войне 1812-1814гг.» — так гласит текст на мемореальной  доске исторического и архитектурного памятника. По рассказам старожилов в строительстве участвовали пленные французы, которые доживали свой век в Сарапуле. Около миллиона пришло их на землю русскую и только около пяти тысяч пересекли нашу границу после жалкого побега великого завоевателя. В ответ на варварское нашествие объединенной Европы на Россию, царская  система еще продолжительное время содержала пленных, множество из которых осталось доживать свой век в качестве подданных Российского государства.

По оценке Евгения Федоровича Шумилова доктора профессора УДГУ, искусствоведа, храм является жемчужиной Прикамья. А в народе храм называют «Французской жемчужиной Удмуртии». Храм изначально становится Символом русского воинского духа, в котором формируются традиции храброго, сильного, умелого и выносливого защитника родины. У стен храма собирались на войну  рекруты и солдаты Турецких войн 1806-1811гг, Отечественной войны 1812 года, Крымской -1855г. Здесь собирались в поход наши земляки на Балканскую войну 1877-1878гг.

После традиционного молебна каждого воина благословляли нательной иконкой — образом Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца. По свидетельству старожилов, Лидии Николаевны Костенковой, Анатолия Яковлевича Липина и других, связь со Спасителем невидимым  и чудесным образом переходя по наследству, сохраняла жизнь воинам носившим нательный образ на примерах 1941-1945 года., из 58 воинов, 28 вернулись домой живыми, которые благословлялись таким образом. В настоящий момент традиция возрождается, и нательные иконки-образа, всегда можно приобрести к церковной лавке.