Немного о тьме

Приближение же ангелов света сопровождается радостью и ликованием, ибо посреди них находится Господь, Который есть наша Радость и Сила Бога Отца.                                                                             

Немного о тьме. Человек, по своим возможностям созданный по образу Божьему, является предметом постоянной зависти демонской. Всю свою злобу и ненависть они обрушивают на человека, пытаясь не допустить уподоблению Божьему Духу. Все их усилия направлены на гибель душ человеческих. Кроме влияния на сердце и разум, они могут даже войти в незащищенного молитвой человека.

Одержимость бесовская страшное явление. Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим. Наиболее ярко оно представлено в рассказе Николая Мотовилова, друга преподобного Серафима Саровского. В его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил многие годы.

«Я задумался, — пишет он, — как это может случиться, что православная христианка приобщилась Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг – одержима бесом и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: вздор! Этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!»

И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя ото льда и смрада вползавшего в него облака, оно вошло в него, несмотря на все его нечеловеческие усилия.

Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамени, застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно ужасное случилось для Мотовилова. Наступил период тягчайших мучений…

«Господь сподобил меня на себе самом испытать, а не во сне и не в привидении, три геенские муки: первая – огня несветимого и неугасимого ничем, как лишь одною благодатью Духа Святого. Продолжались эти муки более трех суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не сгорел. Со всего меня по шестнадцать или семнадцать раз в сутки снимали эту геенскую сажу, что было видимо для всех. Перестали эти муки лишь после исповеди и причащения Святых Тайн Господних…

Вторая мука в течении двух суток —  тартара лютого геенского, так что огонь не только не жег, но и согревать меня не мог. По желанию Его Преосвященства я с полчаса держал руку над горевшею свечою, и рука вся закоптела донельзя, но не согрелась даже…

Обе эти муки давали мне хоть возможность пить и есть, и спать немного мог при них, и видимы они были всем. Но третья мука геенская, хотя на полсуток еще уменьшилась, ибо продолжалась только 1- 1,5 суток и едва ли более, но зато велик был ужас и страдание от неописуемого и непостижимого. Как я жив остался от нее!   Исчезла она тоже от исповеди и Причащения Святых Тайн Господних…

Эта мука была – червя неусыпаемого геенского, и червь этот никому более, кроме меня самого и владыки Антония, не был виден. Но я при этом не мог ни спать ни есть, ни пить ничего, потому что я не только весь сам был преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во мне во всем и неизъяснимо ужасно грыз всю мою внутренность, выползаючи через рот, уши и нос, снова во внутренности мои возвращался. Бог дал мне силу на него, и я мог брать его в руки и растягивать…»

Вскоре после этого страшного и недопустимого для обыкновенного человека видения Мотовилов имел видение своего покровителя – преподобного Серафима, который утешил страдальца обещанием, что ему скоро будет дано исцеление.

Это был факт открытого нападения сатаны, допущенный Господом Богом для спасения души, а возможно, для исцеления от страсти гордости Н.А.Мотовилова.

Многие годы Мотовилов отмывался от смрада и вони, казавшихся ему, якобы от него исходящих после этих событий. Ему казалось, что он весь пронизан и пропитан мерзкой вонью на протяжении более пяти лет.

Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. Демоны имеют свойство упругости, как газов, то есть свойство принимать различной меры объем, по которому, множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие(Лк. 8:29-30)

Нечистые духи, проникают  в тела одерживаемых ими, как только овладением прежде их умами и помышлениями. Обнажив ум от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божьей помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых, и наконец, устрояющих в них жилища, как бы в предоставленном им владении.

Непосредственное вселение злого духа в человека является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувства похоти, ярости, гнева и т п. Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям, но при молитве отходит, будучи побежден силой Христовой.

Воздействуя на ум, демоны приносят туда различные мысли, которые иной, не ведущий духовную жизнь принимает за свои. И если соглашается с ними, то становится проводником злой, чужой воли, постепенно овладевающей им всецело.

Иногда, бесы принимают даже образы человеческие: женщин, разбойников, даже друзей и ангелов света. Но они легко узнаваемы чувствами тяжести, страха и смущения. Приближение же ангелов света сопровождается радостью и ликованием, ибо посреди них находится Господь, Который есть наша Радость и Сила Бога Отца.

Святые отцы рекомендуют не терять мужества и самообладания, а сразу смело спрашивать: «Кто ты? И откуда?» От одной несмущенности темные силы ослабевают, а от имени Иисусова цепенеют и удаляются.