История села

Купцы Строгановы.Казанское ханство. Казаки Ермака. Пояс Богородицы. Башкирские поселения.Данилова сотня.Мученик Илья. Невольничий рынок. Интересы Государства. Георгиевский кавалер. Благодарность полководцев.

История села Данилово. По местной легенде, село Данилово основано казаками после взятия Иваном Грозным Казани. Освоение земель в Соликамске купцами Строгановыми, разведка железных и медных рудников, необходимых для изготовления  пушек, ядер, картечи, а также калийных солей и серы для производства пороха, стимулировало завоевание Москвой Урала.

По мнению историков, если бы Московия не завоевала Казанского ханства, она не достигла бы Урала и никогда не стала бы великим государством. Скорее, прекратила бы существование, поделенная между Польшей, Швецией, Литвой, Казанским или Крымским ханствами. Поэтому Казанское ханство было обречено. Но ногайские, киргизские ханы, остатки Золотой Орды еще мечтали вернуть Казанское ханство под свое влияние, данный регион тогда еще бурлил вспышками восстаний против Москвы и подвергался набегам степняков.

Вдоль берегов Волги и Камы, на пересечении с сухопутными маршрутами срочно строились военные оборонительные укрепления, Заволжская и Закамская засечные линии, входившие в общее кольцо оборонительных сооружений «Пояс Богородицы» рубежи, отделявшее московские земли от «Дикого поля», где хозяевами были еще кочевые дикие племена.

Земли по правобережью Камы, где было множество буйных башкирских поселений, для безопасности пути на Урал, экстренно заселялись переселенцами с центральных регионов. А для быстрого реагирования на набеги, вдоль засечных линий, возводились казачьи станицы и хутора, слободские поселения. Согласно историческим данным, на правобережье Камы казачья станица была в Каракулино. По местным легендам Данилово начиналось с  казачьего хутора. Для охраны Нового Тракта (будущего Сибирского)использовались казаки. По нему к Строгановым пришел и казачий отряд атамана Ермака. В дело защиты Закамья и Приуралья от набегов и основания там постоянной сторожевой службы внесли свой вклад легендарные атаманы Ермак, Иван Кольцо и другие.

Данный регион был заселен беспокойными башкирами, бунтовавшими против московской власти и участвовавшими в набегах азиатских кочевников. Поэтому проводилась политика мирного выдавливания бунтарей. Земли в основном скупались. Башкиры потихоньку переселялись на левобережье Камы. О тех событиях говорит множество наименований бывших башкирских поселений Атабаево, Кигбаево, Байситово, Байтерякаво, Байкузино, Ильдибаево, Сабанчино и т д.( бай-глава рода). Поселения, в основном появлялись у водных источников и благодатной земли, которые кормили и поили народ.

Село Данилово было основано примерно в те времена, на черноземной земле, у пойменных сенокосах, на месте водных родников, которых насчитывается там около двадцати. Первые официальные исторические архивные данные звучат в грамотах царей Ивана и Петра Алексеевичей Казанскому воеводе Барятинскому 1690 года, сообщалось:«…беглые крестьяне с Сарапула от великих податей и налогов казанских подъячих, сотников и иноземцев покиня домы свои. И нам б, великим государем, пожаловатиих, велети им, езы строить им, .., а которые от них вышли на ясаки и живут блиско Сарапула в селе Никольском, Данилово тож с деревнями, и тием велети с ними ямскую гоньбу гонять до Осы и до Соли Камской , и до Верхотурского уезду, до Утки реки, и до Елабуги  и до первых вотцких и черемиских деревень».

Село было основано на пересечении реки Иж, где существовало мелкое речное судоходство и Арской дороги, по которой шла вереница переселенцев. Урал притягивал свободой, золотыми и серебряными приисками. Купцы Строгановы были основными поставщиками селитры для изготовления пороха. Москва остро нуждалась в данном сырье для военных потребностей. Все эти события позволяли купцам Строгановым, имевшим земельные владения в Пермском регионе и солеваренные заводы в Солекамске, использовать Арский большак и Камскую водную магистраль для торговых сообщений с Москвой через Казань. Ранее использовался Уральский тракт, по землям коми-зырян, севернее Балезино.

После вхождения башкир в состав Российской империи, оборонительные линии отошли к Оренбуржью. Большинство казаков и служилых людей переселили в те края. Но, после упразднения Камской оборонительной линии, против возможных бунтов, оставшиеся казачьи семьи для удобства управления и присмотра порядка расселяли в регионе, поделенном на сотни и в том числе вдоль Сибирского тракта для охранных функций. Земли по Арскому большаку в архивах значатся как Данилова сотня. По месту расквартирования сотника возникло и название поселения. Согласно архивных исторических данных по просьбе казаков, по указу императрицы Анны, 62 казачьих семьи было переселено из села Крындово Елабужской волости в деревню Сабанчино. (Костенковы, Шикаловы, Красноперовы).

Село Данилово находится на пути Сибирского тракта, и в смутные годы 1774-1775 гг., пугачевские отряды набирая смутьян в свои ряды постоянно перемещались по данному сухопутному маршруту. Творя смуту в народе, в разгар лихолетья, передвигаясь по имперской магистрали, на привал в селе останавливался отряд атамана. Сам Емельян заночевал в Атабаево, а его буньяны в это время грабили Даниловский храм. В это время, за отказ признания Емельяна Пугачева императором, грозный атаман повесил даниловского священника Илью Покрышкина у переправы через реку Иж.

Сейчас, на территории храма за алтарной частью находится его могила и надгробие. Данный Христов служитель является местно-чтимым мучеником. С тех пор по традиции предков за алтарной частью, на прихрамовой территории хоронят самых боголюбивых местных священнослужителей.

В настоящее время ведутся исследования архивных сведений для дальнейших восстановительных работ. Так же, в настоящий момент обустраивается сад, высажены каштан, как напоминание о присутствии французов, гибрид грецкого и манжурского ореха, как напоминание о эмигрантах Камского Края, ушедших с Колчаком; четыре лозы винограда, как память о предыдущих деревянных храмах; туя Неаполитанская, как напоминание о средиземноморье, родины Николая Мирликийского.

Богата история села и прихода воинскими событиями. Набеги кочевых племен на территорию Камского Края уже не совершались, но на южных границах и на Кавказе еще существовал невольничий рынок. Государство Российское, наконец-то нашло время разобраться с невольничьими рынками Крымского ханства, Кавказских диких племен, главными потребителеми живого товара, Османской империей. Турецкий рынок рабов постоянно был заполнен плененными славянами. Согласно историческим сведениям, более восьми миллионов славян было угнано в рабство в «туречину».

В Европе Россия имела экономические интересы и постоянно участвовала в войнах за рынок сбыта и транспортные торговые пути. В Камском регионе постоянно набирали рекрутов на эти цели. Жива легенда в селе Данилово и деревне Атабаево о том как в 1827 году от стен Даниловского храма на турецкую войну ушла рота рекрутов во главе с полковым священником Ардышевым. В напутствие им состоялось богослужение и священник каждому вручил образок Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери. Рассказы старожилов об этом имеют документальное доказательство. В 1828 году в адрес Даниловского храма главным командованием царской армии направлено 15 писем, 12 из них найдены в военных архивах и их копии размещены в музейной комнате казачьего центра села. Письма полководцев Дибича и Паскевича оформлены  в виде донесений императору с места баталий. В скупых отчетных строчках ясно угадывается героизм простых русских солдат при освобождении от турецкого ига Балканских стран, Крымской земли, Кавказа и Закавказья.

В 1877-1878гг. прихожане, в том числе и Даниловского, отправлялись не только по приказу начальства, но и по зову сердца для освобождения братского Болгарского народа от Турецкого ига. Российский Государственный военно-исторический архив по представленной, чудом сохранившейся фотографии участников этих событий, выслал  подробную информацию в адрес прихода. По свидетельству и рассказам старожила села Данилово Липина Анатолия Яковлевича, имеется подтверждающее письмо, как воевал наш земляк офицер Бронников Александр Фадеевич, Георгиевский Кавалер, он учавствовал в 9 крупных сражениях на территории и благополучно вернулся домой. В эти походы солдат Даниловского прихода вновь благословили образками Богородицы и Николая Чудотворца.

Существуют семейные реликвии Липиных, Шикаловых образков, в течение 130 лет переходивших из рук в руки и оберегавших воинов, обладающих ими. Все они вернулись живыми. Чудодейственные образки были свидетелями воин 1877, 1914, 1939, 1941 годов. Последний владелец, урожденный в 1909 году в д.Сабанчино Шикалов А.В. прожил жизнь полную опасности: раскулачивание, репрессии, ссылка в Сибирь, штрафной батальон, работа связиста на передовой линии фронта.

В Посланиях Апостольских сказано, что Господь в нерукотворных храмах живет. А именно такими храмами Божьими во все времена были души тех русских солдат, которые добровольно и самоотверженно шли на великий подвиг. Простые, скромные, с глубокой верой, уже не свойственной нам, их сегодняшним потомкам. Трудно поверить и больно осознавать, но не помнить нельзя, что мы тот же народ, что когда-то был способен на великие подвиги. Какая пропасть между теми русскими людьми и их современными потомками. (Материал составленн на основе бесед с А. Я. Липиным).