Богородица Васнецова

 

С молоком матери дети «в ось впитывают» исторические, традиционные  особенности своего края. Трудно обеспечить интерес к жизни молодым людям без своей, местной «изюминки», без особой сельской интелегентности, накопленных стариками. Неоценимый вклад в это культурное богатство обеспечивают историки-краеведы. Эти ценности по крупицам собираются в школьных музейных комнатах, в сельских музеях, в библиотеках, в храмах. Сельский туризм поможет обеспечить их сохранность на века.

Богородица Васнецова. После бурных событий предыдущего века приходится «цепляться за каждую информационную соломинку». Благо, что рассекречивают архивные материалы.

«Соломинки» будут еще впереди. А сейчас необходимо подобрать то, что  лежит не поверхности, то, что помнят еще наши деды. Это самый беспроигрышный вариант. Только не ленись, подбери команду.

«Хлеба и зрелищ» во все времена желала публика. Информационной «сытости», душевной наполненности и гастрономических особенностей ждет от нас досуговый рынок.

Чтоб не растерять накопленное веками и обеспечить генерацию этого интеллектуального богатства, надо сохранить эти ценности, превратить их в «место силы», куда потянет не только туристов, но и «корешки от корней наших».

Духовным богатством Киясовского района Удмуртской Республики и Камского Края  в целом, является самый древний православный храм края, в селе Данилово. Исторической ценностью является не только его присутствие на пути «Великого перемещения народов» и древнего сибирского тракта, не только факт древности поселения, но и особенность событий прошлых столетий.

Особой ценностью являются 18 благодарственных грамот фельдмаршалов Российской Империи Дебича и Паскевича  в адрес Даниловского Прихода за доблесть героев — наших предков. Приход охватывал в те времена большую территорию тогда еще Вятской губернии. Но сам этот факт говорит о глубокой вере в Отечество, особой гордости наших предков к философии жизни и смерти.

Факт служения нескольких поколений Васнецовых в Даниловской церкви позволяет применить накопленную информацию в интеллектуальном наполнении школьниками района в области нравственного развития.

В богоборческое столетие уничтожению подлежали все наследия предков. По крупицам, сейчас восстанавливается первоначальная красота росписей православных храмов. Только в некоторых элементах росписей под несколькими слоями штукатурки да в памяти стариков остались свидетельства работ школы художника и иконописца Виктора Михайловича Васнецова в Даниловском храме. Одно из них панно победителям в Отечественной войне 1812 года.

Великое наследие нескольких поколений Васнецовых — служителей Даниловской Спасской церкви и нескольких храмов Киясовского и Игринского районов, позволило создать содружество структур музеев, библиотек, домов культуры Игринского, Киясовского районов, городов Ижевск и Воткинск и поддерживается Фондом Васнецовых (Москва).

Камский Край с Удмуртией и Пермью относящиеся ранее к Вятской губернии богат громкими именами гениев-земляков. Фёдор Шаляпин говорил: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие  еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри…». Федор Иванович скромно умалчивал о своих вятских корнях, но посыл восхищения был к выходцам из Вятской губернии П.И.Чайковскому и В.М.Васнецову.

Живописец и композитор. Мало кто связывает имена Виктора Михайловича Васнецова  и Петра Ильича Чайковского с религиозным направлением их деятельности. Они были светскими людьми. Но они всегда оставались верующими людьми. У них было особое понимание  мира, особое чувство правды, справедливости, понимание Бога и человеческой души, их религиозное мировоззрение.

Виктор Михайлович Васнецов известен большинству как художник сказочно-былинного жанра. Но, кроме произведений русского народного фольклора: «Ковёр-самолёт»; «Алёнушка»; «Иван-царевич на Сером волке»; «Витязь на распутье»; «Богатыри», главную, гигантскую  по  масштабам часть работ осуществил В.М. Васнецов в оформлении православных храмов. Более десяти лет, с 1885 по 1896 гг., занимался иконописью и оформителем храмов, расписав более 2 000 м2  стен, выполнив 15 больших композиций и 30 отдельных фигур.

Фёдор Шаляпин: «Когда я глядел на его Божью Матерь с младенцем, с прозрачными херувимами и серафимами, я чувствовал, как духовно прозрачен, при всей своей творческой массивности, сам автор». Закутанная в тёмно-синие, тёмно-фиолетовые одежды, царственно-величавая, вытянутая, подобно свече, фигура Мадонны, женственно плывущая по золотому фону аспиды, чрезвычайно близка иконографическому византийскому стилю. 

Однако выражение строгой печали и решимости в широко распахнутых глазах васнецовской Богородицы, неожиданный жест взметнувшихся вверх рук Младенца, жест, открытый навстречу всем страданиям мира – скорее всеохватывающий, чем благославляющий – вносят в образ яркую ноту страстного порыва, тот оттенок психологизма, который не был свойственен ни византийскому, ни древнерусскому церковному искусству и не вписывался в иконографическую схему.

Глубокая печать, страх, боль, даже протест читаются в уставшем, скорбном взоре огромных глаз матери. Зная и видя будущее, она пытается удержать Сына, крепко прижимая его к себе. Но выпрямленная фигура, твёрдая и ровная поступь, плотно сжатые губы дают нам понять, что Богоматерь полна сил нести свой долг до конца. В этом заключена и блестяще передана Васнецовым идея подвига – тяжкого нравственного долга, который человек несёт с сознанием необходимости, но при этом с достоинством и терпением. В образе васнецовской Богоматери нет ни смиреной покорности неведения, ни божественного спокойствия, ни экстаза, а есть человеческое проникновение в Божественный замысел, сознание неотвратимости и неземной важности предстоящей миссии и преодоление душевной слабости.

В образе васнецовской Мадонны соединилось глубоко человеческое и философско-религиозное понимание Богоматери. Историк и музыкант к 19-началу 20 вв. Сергей Бертенев, очарованный васнецовкой Богоматерью, писал: «В ней и кротость, и ласка, и горе, и забота, и покорность. Она живёт, и то кажется, что улыбка скользит по её лику, то облако печали пробегает… Мать, Заступница, Прибежище. К такой Матери легко прийти за помощью, за успокоением. Она встретит ласкою, согреет, успокоит, и ради неё пойдёшь опять на страдание с лёгким сердцем».

Главное, как отмечают специалисты того времени, в мастерстве Виктора Михайловича Васнецова появляется «Свой васнецовский, стиль иконописи», основанный на византийском, особом духе, поразившем некогда наших предков.

Такого Васнецова мы еще не знали!

Представители целой эпохи Русского Ренессанса, возрождавшие русскую духовность во II пол. XIX-нач. XX вв., до конца дней оставались приверженцами своего Отечества, великой традиции  отечественного (народного) искусства, лучших традиций духовной живописи. Исходный материал для своего творчества он получал из первых рук: юным мальчиком ходил на церковные службы, провел детство в глубокой провинции, впитали в себя тогда ещё живой русский фольклор. Это естественное погружение в свой близкий мир он пронес через всю свою жизнь.

Виктор Михайлович сумел создать свой стиль иконописи, основанный на древнем византийском. А множество художников и иконописцев переняли это мастерство, создав таким образом школу Васнецова. Проезжая православные храмы Прикамья, Приуралья и Повожья, можно угадать этот стиль в больших глазах на ликах святых. Строгий взгляд пронизывает посетителей «насквозь». Такая энергетика изливается с икон, что «мурашки» пробегают по телу.

В настоящее время великие земляки не достаточно оценены на своей родине, а мировая общественность и наши соотечественники имеют непреодолимую тягу к посещению их наследия на их Малой Родине, одним из которых является село Данилово.