Помины

Каждая пережитая нами смерть близких — тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу.

Помины. Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех от века. Т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды
родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти и время ликования для освобожденной
души.

Смерти нет, говорит нам Церковь, есть   только переход, преставление из этого мира в мир иной ... Страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой за гранью смерти зримой, мы молимся с надеждой и верой в то, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил.

И вот, в субботу православные христиане соберутся в храмы, чтобы вместе помолиться об усопших от цех и братиях наших. Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется родительской. Таких родительских суббот в течение календарного года 6.

У ноябрьской родительской субботы есть и еще одно название: «Димитриевская». Установление поминовения в эту субботу принадлежит св. блгв. великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября / 8 ноября — перед днем памяти своего небесного покровителя.

Есть еще один добрый обычай в церкви. В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится «о всех здесь ныне поминаемых», и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших. В последнее время распространилось мнение о том, будто нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что-ж, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да «Всех скорбящих Радость» еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка … Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым само-одобрением: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).

Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких — тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем об этом сегодня. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас? Подумаем об этом и помолимся о них.