Христос — Спаситель

Бог – это Высшая Личность, а с Личностью надо встречаться лично.

Христос-Спаситель. Есть место, которое для свидания с человеком назначил Сам Бог. Это, конечно Храм! Да, Господь видит человека на всяком месте, и на всяком месте можно и нужно обращаться к Нему. Но вряд ли на базаре можно помолиться Богу так, как в Храме. Все, что встречается в повседневной жизни, имеет печать тревог, забот, земной суеты. И только в храме пребывает особенная благодать, милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение-священнослужителей. Бог – это Высшая Личность, а с Личностью надо встречаться лично.

Когда царь Соломон построил храм, то Бог сказал ему: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни»(3 Цар.9:3). И по сей день во всех созидаемых храмах Господь наиболее проявляет Свое благодатное, освящающее присутствие и слышит человека во всех нуждах его.

Храм – это особый дом, посвященный Богу, в котором собираются христиане для таинственного богообщения. Есть нечто, что Господь дарит человеку только в храме. Это великий и важный подарок.

Мы неоднократно переживали некое совершенно особенное состояние, когда в горестные или радостные минуты заходили в храм Божий. Еще почти ничего не зная о ходе богослужений, об устройстве храма как Дома Господня, мы тем не менее на некоторое время испытываем состояние покоя и умиротворения. А потом после нескольких посещений, со временем, уже не мыслим свою жизнь без посещения храма, без равноправного участия в общественном богослужении, без Таинств Исповеди и Причащения, без пения молитв и акафистов. И весьма скоро  все становится понятным и родным.

Чувство покоя, которое мы испытываем в храме, имеет свои причины и закономерности. Спокойное и уравновешенное в ходе тысячелетий течение внутренней, глубоко духовной и молитвенной жизни Церкви, привлекает к ней людей, ищущих стабильности в этом зыбком мире.

Храм символизирует Царство Божие, в котором люди обретают желанный покой и вечное счастье. Распахивая дверь, мы окунаемся в мир вечных истин и вечно живых пророков, апостолов, святых подвижников, наших духовных героев веры и Отечества.

Над куполом здания ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. Над входом строится колокольня для созыва верующих на молитву. Внутри храм разделяется на три части: притвор, собственно храм, где стоят молящиеся и алтарь — святой престол, на котором совершается Таинство святого Причащения во время самого важного богослужения – Литургии. Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечере, завещал это апостолам и всему человечеству.

Священнослужители Божии, особо посвященные, обученные люди, постоянно сокрушающие сердце свое покаянной молитвой, являются нашими духовными отцами.

Так как храм есть великое святое место, где особой милостью, невидимо, присутствует, Сам Бог, мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно. Не следует уходить из храма до окончания богослужения. Через священнослужителей нас благословляет, Сам Господь наш Иисус Христос. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую,- целуем как бы невидимую руку, Самого Спасителя.

В Храме — в иконостасе и по стенам, находятся иконы, перед которыми мы молимся. Иконой, или образом, называется изображение Господа Иисуса Христа, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгария. Помолившись перед этим Нерукотворным изображением Спасителя, больной исцелился от своей болезни.

Во многих народах отсутствует имя Богу, настолько благоговейно их отношение к Творцу всей Вселенной. Одна из заповедей Божьих гласит об этом. Святая икона есть тоже самое, что священная книга, в которой мы благоговейно читаем Божии слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимает наш ум к Богу и воспламеняет наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. На иконе изображается не физический портрет, но облик, духовно просветленный благодатью Божией, он называется лик.

Изображение освящается через написание иконы при непрерывном  молитвенном сокрушении сердца  иконописцем. Посредством водосвятного  молебна иконе сообщается благодать Святого Духа и икона чтится нами как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия, проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных.

В Ветхом Завете не было иконопочитания, потому что, люди быстро начинали обоготворять окружающие предметы и изображения. Даже существовал запрет делать какое-либо изображение того, что на небе, на земле или в воде, поклоняться этому и служить.

Вместе с тем в Ветхом Завете присутствует начало и прообраз иконопочитания. Когда Господь повелел Моисею устроить ковчег завета, чтобы там хранились скрижали — каменные пластины с заповедями, то пророк услышал буквально следующее: «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы, сделай их на обоих концах алтаря… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения»(Исх.25:18,22).Этим Господь благословил возможность изображать небожителей с помощью человеческого искусства.

Ветхозаветный храм был также украшен святыми образами:«Сделал Соломон двух херувимов из масличного дерева и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» (3 Цар. 6: 23, 28-29). Подобных изображений не было более нигде, они носили исключительно религиозное употребление.

Но разве можно изобразить Бога, Который не имеет никакого вида, образа вещественного? Потому-то в Ветхие времена и не изображали Всевышнего, что такого опыта просто не было.

Но в Новом Завете:«великая благочестия тайна: Бог явился воплоти» (1Тим. 3:16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже, Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф.13:17);«видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9).

Невозможное в Ветхом Завете, осуществилось в Новом Завете. Всевышний, родившись на земле, Стал видим, зрим, осязаем, а значит, и изображаем. Христос благословил иконопочитание через нерукотворный образ на Туринской плащанице. Образ Господа на Плащанице соответствует православной традиции написания лика Христа!

Было бы непростительно апостолам, мой милый, мальчик, видеть Христа, Премудрость Божию и не передать нам знания, полученные от Него, опыт общения с Ним, Его  образ, пусть посредством красок, через поколения. Подобно тому, как свет проходит в дом через окно, Господь подает, Свою благодать и милость посредством иконы.

Священные изображения напоминают, что мы в мире не одиноки, рядом мир не видимый, ангельский — Бог и Его святые. Икона побуждает человека к общению с миром небесным, предостерегает от греха, приближает к познанию Всевышнего.

Алтарь – Святая Святых, где Господь общался с Моисеем. Это невидимая нам область, где пребывает во всей, Своей славе Господь, а с Ним — святые ангелы. Как это постичь? Часто человек воспринимает духовные истины посредством вещественных образов.

Иконостас, который закрывает от нас алтарь, на самом деле раскрывает нам смысл и значение алтаря. Посредством линий и красок иконостас предлагает взору духовный, Небесный мир. Иконостас раскрывает всю суть Священной истории. Здесь выражена идея единения миров Небесного и земного, через Святое Причастие, стремления человека к Богу и Бога к человеку.

Духовные истины излагаются поэтапно, на протяжении ярусов, или чинов, из которых традиционно складывался православный русский иконостас. Господь постепенно, словно по ступенькам, низводил к людям с Небес спасение.

Первый сверху ряд называется праотеческий. Это образ самых древних святых, которые жили еще до Закона, принятого Моисеем. Хотя это был первый этап скитаний человечества вне Рая, праотцы жили глубокой надеждой и верой. Они держат в руках свитки, на которых начертаны пророчества о грядущем Христе. В центре ряда, икона Троицы, как символ предвечного совета о спасении людей.

Второй сверху ярус — пророческий. Пророки — это собор святых, уже получивших Закон, при свете которого богоизбранный народ шел к своей главной цели. Пророки предвозвещали о Пресвятой Деве от, Которой родился Христос. Поэтому в центре яруса находится икона Матери Божией с Богомладенцем.

Третий ряд — праздничный. Перед нами Новый Завет — праздник всего человечества! Иконы отражают события-праздники, связанные в основном с земной жизнью Христа и Его Пречистой Матери.

Четвертый – Иисусный Чин, моление всей Церкви ко Христу. Мы все предстоим пред Ним: Он видит тайники нашей души и слышит молитву любого человека. В центре ряда — икона Господа, как Небесного Царя, Вседержителя и Судии, а справа и слева — образы Богоматери и Иоанна Крестителя, далее, иконы архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых в молитвенном обращении к Спасителю.  Те, кто принят Господом на Небеса, ходатайствуют о нас и хотят, чтобы мы тоже достигли спасения.

Пятый, нижний, ряд — местный. В центре, Царские врата,  через них на Литургии проходит, Сам Царь славы — Христос, для преподания верным, Своих Святых Таин. Даже священнослужители проходят через царские врата лишь во время некоторых, особенно важных моментов богослужения. На самих Царских вратах икона Благовещения Божией Матери — с этого события Бог пришел в наш мир, земля приняла долгожданную весть спасения. Здесь же иконы четырех евангелистов, или святых Василия Великого и Иоанна Златоуста, записавших под воздействием Духа Святого, богослужение Литургии. Справа от царских врат располагается икона Спасителя, а слева — Богородицы. В этом ряду ставятся храмовая икона, то есть того праздника или святого, в честь которого освящен храм, и иконы местночтимых святых и ангелов, поскольку небесные силы соучавствуют в храме при совершении Таинств.

Бог, Сам показал Себя людям и поэтому Божественное Откровение-это сердцевина христианства и его чистый исток. И Храм Завета, Господь повелел устроить Моисею:«Сделай из золота двух херувимов чеканной работы на обоих концах алтаря, там Я буду открываться тебе и говорить с тобою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения».

В храме, как и Моисею, нам предоставляется уникальная возможность общения с Ним. И даже человек, еще не умеющий молиться, оказывается включенным в сияние общей, светоносной, храмовой молитвы.

Присутствие Божие в Храме подтверждается ежегодным снисхождением благодатного огня в Иерусалиме, при праздновании  православной пасхи, в присутствии тысячи свидетелей.

В храме вместе с людьми молятся силы небесные, ангелы и святые, при совершении Таинств, поэтому в богослужении участвует вся полнота Церкви земной и небесной для единения с Отцом Небесным и Его  благодатью.

Мы молим Бога:»Даруй нам Царствие Небесное».