История Прихода

Русские землепроходцы. Культура села. Духовное очищение. Материнское место.Потерянные поселения. Ремесленные центры. Царственные принципы.

История даниловского прихода. Русские переселенцы, заселявшие пустующие земли Камского Края, в дальнейшем Сибири, Дальнего Востока и Америки, несли с собой и свою культуру. Несомненная принадлежность апостольской Церкви Христовой помогала нашим предкам осваивать и закрепляться на обживаемых пространствах.

В большинстве поселений тут же возникали быстровозводимые деревянные часовни, затем церкви, появлялись священнослужители. Духовно-нравственные законы сопутствовали их жизнь испокон веков и во все времена и поэтому формировалось устойчивое понятие русского мира. Совершенно не случайно жители многих крупных населенных пунктов стремились иметь у себя храм как символ самостоятельности.

Это была не погоня за престижем, а необходимость, показатель культуры села, показатель его духовного и материального благополучия. Единственная возможность в те времена обучить детей грамоте. В старых селах разбогатевшие жители могли себе позволить строительство каменных храмов. Более бедным жителям и населенным пунктам помогали благотворители, такие как Елабужский купец первой гильдии Ф.Г.Чернов, на средства которого только в Удмуртии было построено около 20 храмов. Создается система управления. Одним из первых на территории республики в 1868 году открыто Сарапульское викариатство. Безусловно, все это для того времени создавало хорошую базу для повышения грамотности. По данным переписи, проводимой в 1879г., статистические данные по трем приходам говорят о более высоком уровне грамотности, чем в среднем по России.

С появлением христианских центров культуры вокруг храмов, с населением постоянно проводилась духовно-нравственная просветительская работа. В субботние и  воскресные дни в храмах через исповедь и причастие проходило духовное очищение. Проводилась постоянная работа в семьях, где обсуждались вопросы от поведения человека до чистоты в доме и ведения хозяйства. До 1825 года Николаевский приход села Данилово был настолько велик, что территория его была больше в несколько раз площади сегодняшнего Киясовского района. Он обслуживал пограничные населенные пункты сегодняшних Сарапульского, Малопургинского и Агрызского районов. Жители других населенных пунктов не имели возможности постоянного контакта со своим духовным наставником. От населения постоянно шли просьбы об образовании новых приходов, расположенных ближе к их деревням.

Киясовский приход открыт в 1861 году. Вначале была построена часовня, семь поселений из бывшего Даниловского прихода вошло в его состав, однако недалеко расположенная д.Красноярское (родина героя Советского Союза – Коробейникова Афанасия Гурьяновича) отметки  в составе прихода не нашла, не удалось обнаружить и д.Старое Зайчиково. Оба населенных пункта от с.Киясово в трех-четырех километрах. Приход имел церковно-приходскую школу, храм закрыт в 1930 году и разрушен. На его месте сегодня находится здание администрации района. Местные острословы заявляют, что именно с этим связано не простое экономическое состояние района. Тяжелый рок преследует район, спасет только усердная народная молитва.

В 1863 года из Ильдибаевского прихода выделяется  десять населенных пунктов и создается Ермолаевский приход и здесь почему-то не указана д.Кумырса. Приход просуществовал 78 лет и был закрыт в 1941 году. Со слов старожилов, имелась церковно-приходская школа. В 1864 году образован Мушаковский приход  из состава Ильдибаевского и Варзиятчинского приходов. И здесь не обнаружена д.Байсары. Данные о школе отыскать не удалось. В 1888 году на средства Елабужского купца Новокшенова В.В. и купчихи Бородавкиной А.П. в д.Тимеевка (в народе деревню называли Аннушкин хутор) заложена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был подчинен Николаевской церкви с.Данилово. И самым последним в районе, из шести населенных пунктов, входящих в приходы сел Ильдибаево и Данилово, был выделен Яжбахтинский приход Космо-Дамианской церкви, образованный 1896году. Закрыт храм в 1929 году, просуществовав всего 33 года (возраст Христа) и пережил не простую судьбу. Здание было передано под дом культуры, мучение на этом его не закончились, здание разломали  и перевезли в с.Киясово. Из материала построили районный Дом культуры. Но и здесь покоя не было, здание вновь разломали и только в 1991 году доски пола нашли первоначальное применение. По инициативе отца Виктора (Костенкова) материал привезли в Николаевский храм с.Данилово, через много лет вернувшись на круги своя, он прослужил на пользу дела еще семь лет.

Исследование истории храмов, некогда находившихся на территории сегодняшнего Киясовского района, убедительно показывает нам, что большинство, если не все приходы, формировались на основании первого прихода Николая Чудотворца с.Данилово. К сожалению, сейчас нет шести приходов, шести храмов, шести источников древней культуры, они не сохранились для наших современников.

В 1830 году в Даниловский приход входили 29 населенных пунктов – с.Данилово, д.Агаревка, д.Кесово, д.Атабаево, поч.Санниково, д.Старая Поповка, поч.Коробейниково, д. Оска, д. Медвежья, д. Байситово с монастырем, д.Верхнее Кечево, д.Сутягино, д.Сарсак-Омга, д.Валион, д.Аксарино, д.Яжбахтино, д.Петрица, поч.Малиново, поч.Косолапово, поч.Заполье, д.Юрино, д.Верхняя Иж-Бобья, д.Нижняя Иж-Бобья, сельцо Тимеевка, д.Игрово, поч.Ярумцево, поч.Красноперово, д.Нижнее Кечево, д.Среднее Кечево, д.Турово, д.Карамас-Пельга, поч.Ушкур, д.Шадрино, д.Каменный Ключ, поч.Варали, а так же: д.ИжБайки, д.Аксакшур – крупный населенный пункт и два его починка Сысыпу и Кутер-Куттон, починок Пушин Мыс,  д.Новотроицкое, которое находилось в трех километрах от д.Атабаево, имело более 50 дворов, в прошлом самостоятельный колхоз, в последствии объединенный с колхозом им.Димитрова, д.Атабаево. Церковно-приходских школ было четыре: в д.Аксарино, д.Атабаево, с.Данилово, с.Яжбахтино. Остатки здания сохранились до сих пор в д.Атабаево. Остатки земской народной школы –  в д.Аксакшур. На территории прихода имелось две земских учебных мастерских: в д.Атабаево – швейное и сапожное ремесло, в с.Данилово – ткацкая ремесленная  мастерская, принадлежащей Кунгуровой Е.Я., настоятелем аксаринской школы был один из представителей Васнецовых, что тоже является особенностью Даниловского прихода.

На территории Даниловского прихода было несколько часовен: в д.Сабанчино, с.Данилово, с.Ильдибаево, с.Киясово и Святой Ключ. На территории прихода было земское училище в д.Сабанчино. Население заботилось о повышении грамотности своих детей. Так, земская школа в д.Сабанчино построена  при участии средств Шикалова Василия Никифоровича. В с.Ильдибаево имелась церковно-приходская школа.

Все это касается старой эпохи нашей страны. Советские времена тоже привнесли много ценного в отношениях между людьми и государством. Тяжелые, жестокие времена и сблизили народ и дали скачек в развитии страны, но и отучили от христовой веры предков.

Сегодня и возврат к капитализму считается уже устаревшей моделью и в обществе ощущается духовный голод. Но, трудиться над своим сердцем тяжеловато.

По словам легендарного полководца и завоевателя Александра Македонского: «Лень и нега это прерогатива рабов. А царственные принципы это неустанная работа».