История Края

Камский Край является древнейшим хранилищем красоты живой казачьей и православной культуры населения

История Камского Края.

Камский Край – сердце России. Кама и ее притоки при формирования Российского государственного образования являлись основными транзитными магистралями русского освоения Приуралья, Урала, а затем и Сибири, Дальнего Востока и даже Русской Америки.

Водные артерии всегда являлись удобными и более скоростными путями передвижения купеческих караванов. Вдоль водных путей постепенно формировались и сухопутные маршруты.

Государственные образования, располагавшиеся у излучины Волги и Камы, вначале Великая Биармия, далее Хазария, затем Булгария Великая, далее Казанское ханство, были баснословно богатыми именно за счет контроля над торговым путем «Из варягов в Бухару».

Благодаря посредничеству между богатейшими Персией, Индией, Китаем и Европой богатели Новгородские купцы, а затем и Московские. Торговля всегда являлась источником развития стран. Контроль над движением купеческих товаров по Камской и Волжской магистралям давал колоссальные выгоды. Степные кочевники на протяжении всех времен вмешивались в любые соглашения и договоренности.

В обход опасных путей, во времена набегов кочевых племен, новгородские купцы издревле использовали сухопутные пути через Хлынов(ныне Вятка)на богатейший Урал, создав вначале Хлыновскую казачью республику, затем Строгановское территориальное образование на Пермских землях. В древности даже существовала Северная ветка Шелкового Пути из Китая по Иртышу, через волок на Урале в Камский водный бассейн в Северную Европу, которым позднее воспользовались казаки Ермака для покорения Сибири. Вдоль этого водного пути сформировался сухопутный Уральский тракт.

После развала Золотой Орды, контроль над частью Шелкового Пути «Из варягов в Бухару» по Волге, Оке, Москве интересовал не только Казанское Ханство, Ногайскую, Башкирскую, Киргизскую Орды, но и Московское Царство. И борьба за контроль над ним всегда была ожесточенной.

В ответ на опустошительные набеги Крымских, Астраханских и Казанских татар  и был сделан упреждающий удар Москвы на Казанское ханство. Казань была преградой на пути к Уралу, к месторождениям медной, железной, соляных руд для производства селитры и пороха. После этого, уже свободно, «Встречь солнца» продвигались многочисленные ватаги казаков, а за ними двигались вереницы крестьяне с топорами. Многие оставались на необжитых землях Среднего Урала (Прикамья).

Этот путь отмечен строительством военных оборонительных  линий от набегов кочевников, новых городов крепостей и раздачи земель служилым людям, в том числе татарам, мордве, чувашам, представителям иных национальностей, чьи потомки составили впоследствии славу и гордость русской истории и культуры.

Заложенная система  военно-оборонительных  поселений(город-пригород-слобода) создавала целые оборонительные линии, которые подчинялись  своим воеводам и атаманам. В дело защиты Закамья и Приуралья от набегов ногаев, башкир, киргизов, и основания там постоянной сторожевой службы внесли свой вклад легендарные казачьи атаманы Ермак Аленин, Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Яков Михайлов, Савва Болдырь, Иван Александров, Богдан Брязга, Даниил Сорока, Александр Черкас, Тимей Чайка, Серко Краснопер, Агар Скиба, Климентий Шикал и др.

Без освоения уральских рудников и покорения Казанского ханства, Москва не стала бы Великим Государством. К  концу  16 века на территории Удмуртского Прикамья сложилось три района концентрации русского населения: Сарапульский, Каракулинский и Елабужский, по принадлежности этих крепостей  к Камской Военно-Оборонительной Линии. Засечные  укрепления, сооруженные  для защиты рубежей от набегов  кочевников, впоследствии названы «Поясом Богородицы»,  покровительницы  Государства.

Одним из первых поселений Киясовского района  — «село Никольское, Данилово тож», официально упоминается  в документе №72 от 1690г., и является одним из центров русской культуры. «Из грамоты царей Ивана и Петра Алексеевичей Казанскому воеводе князю Д.А. Борятинскому — казаков и крестьян, великий государь прощает и велит им, каракулинцам и пьяноборцам, а  также крестьянам, «которые от них вышли на ясаки и живут блиско Сарапула в селе Никольском, Данилово тож, с деревнями, и тем велели с ними  ямскую гоньбу гонять до  Осы и до Соли Камской и до Верхотурского уезду, до Утки реки, и до Елабуги и до первых вотцких и черемисских деревень прикамской местности». Названия поселений: Атабаево,  Данилово, Аксарино, Тимеево, Ермолаево, Кигбаево, Яжбахтино, Сабанчино, Лутоха, Ильдибаево,Мушак, Юрино, Выезд, Шадрино, Мостовое говорит о постепенном вытеснении башкирского населения с данной территории.

Принадлежность к военным казачьим  прослойкам, осуществляющим охрану военно-оборонительных рубежей, торговых речных караванов водных магистралей и колоссального по размерам Сибирского тракта присутствует практически в каждой второй семье этого региона, что ощущается в исполнении местного песенного репертуара. На политической карте 1768 года на территории нынешней Удмуртии  расположены Мултанова и Конникова казачьи сотни, расквартированные по поселениям.  В исторических архивах значится и Данилова сотня расквартированная вдоль Арского большака.

Камский Край является древнейшим хранилищем красоты живой казачьей и православной культуры населения.

Уникальность нашей страны состоит в терпимости и уважении к разным вероисповеданиям и языкам, открытости и готовности участвовать в жизни других народов. Способность не просто уживаться рядом, по соседству,  а, не встречающееся нигде более в мире, умение жить открыто, родственно, дружно и вовлечено.