Великий Замысел

Во время Пятидесятницы люди внезапно оказались в таком состоянии обожения, что растерялись. Божественная благодать, осенив их, всех свела с ума, в хорошем смысле этого слова, воодушевила их. Это было воодушевление, состояние духовного сумасшествия.

Замысел Великий. По Бого-откровению Ветхого и Нового Заветов через пророков, Бог есть Личность, Творческая Причина сущности, силы и действия. От Которого все и без Которого не мыслимо ничто, в Котором начало, продолжение, жизнь и сохранение всего, Который бесконечно выше всякого времени и пространства. Ибо все из Него, Им и к Нему. И в тоже время эти попытки определения, настолько примитивны, насколько примитивен ум человеческий в сравнении с Самим Творцом Вселенной, Который является нам Отцом Небесным по духу.

Слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее. Так говорил мудрейший из царей Соломон: «…чем больше погружаешься в глубины мудрости, тем больше чувствуешь головокружение от недосягаемости этой вершины, чем ближе к ней подходишь, тем далее она удаляется».

А умнейший из иудейских первосвященников Савл, ставший позже апостолом Павлом, в восхождении любопытства разума, в поисках предела, понимает, что  сие остается не выявленным,  и  вынужден  назвать все это богатством Божиим, бездной и глубиной великой. Познавание Бога есть умолкание всякого человеческого знания перед лицом божественной беспредельности и бездонности.

Будучи  больше Вселенной, управляя процессами бытия, Он остается каждому ближе самого близкого. В Ветхом Завете Бог предстает как Существо величественное и грозное, Которое открывается человеку в буре и облаке, в молниях и громе и с Которым, тягаться человек бессилен.

Так что, кроме мира разумного-материального, земного, существует мир сверхразумный, духовный, не видимый. По свидетельству пророков и святителей, «посещавших» тот мир, ангелы пребывают в состоянии полной прозрачности, открытости Богу, Творцу Всего мира видимого и не видимого. Поэтому, Свет, исходящий от Него, пронизывает, наполняет их так, что они сияют сами Божественным Светом. Этот Свет не их собственный, это – Свет Божий. Ангелы, воспринявшие в себя Свет Божий, исполнены Им,  живущие Им  и понимают гораздо более нас, потому что приобретают и передают свое знание не с помощью слов, а в молчаливом созерцании и благоговейном восторге.

Пронизывая все пространство Своими Энергиями, Он обладает всеми совершенствами, которые для человека непостижимы.

По Бого-откровению Нового Завета, существует нетварная Церковь. Она безначальна, бесконечна, вечна, как ее Основатель – Троичный Бог. Она существовала прежде веков, прежде ангелов, прежде сотворения мира(Еф.1,4). Это Божественное установление. В Церкви обитает вся полнота Божества телесно(Кол.2,9). Это таинство таинств. Оно было незримо и стало явлено в последние времена(1. Петр.1, 20). Церковь пребывает непоколебимой, потому что укоренена в любви и премудром промысле Божиим.

Вечную Церковь составляют три Лица Святой Троицы. В мысли и любви Триипостасного Бога изначально были и ангелы и люди. Мы, люди родились не сейчас. Во всеведении Божиим мы существовали прежде веков.

Любовь Божия сотворила нас по Своему образу и подобию. Она включила нас в Церковь, хотя знала о нашем отступлении. Она дала нам все, чтобы и нас соделать богоподобными по благодати и дару. Не смотря на это, мы, употребляя свою свободу во зло, потеряли первоначальную красоту, первоначальную праведность  и отсекли себя от Церкви.

Вне Церкви, вдали от Святой Троицы мы потеряли рай, потеряли все. Но вне Церкви нет спасения, нет жизни и милостивое сердце Бога Отца нашего не оставило нас вне Своей любви. Бог снова открыл нам врата рая и в последние времена явился во плоти.

Благодаря Божественному воплощению Единородного Сына Божия людям вновь был явлен предвечный замысел Божий о спасении человека. Бог в Своей безграничной любви соединил нас вновь со Своей Церковью в Лице Христа. Входя в нетварную Церковь, мы приходим ко Христу, входим в нетварное. То есть мы, верующие, призываемся стать нетварными по благодати, стать причастниками Божественных действий Бога, войти в тайну Божества, преодолеть свое мирское мудрование, умереть по ветхому человеку (Кол. 3, 9; Рим. 6, 6; Еф. 4, 22) и стать богоугодными. Живя в Церкви, мы живем во Христе. Это очень тонкая тема, которую мы не можем понять. Этому может научить нас лишь Святой Дух.

Глава Церкви — Христос, а тело — мы, люди, христиане. Апостол Павел говорит: «Он есть глава тела Церкви (Кол, 1,18). Церковь и Христос — это одно целое. Тело не может существовать без своей головы. Тело Церкви питается, освящается и живет Христом. Он — Господь, всесильный, всеведущий, везде присутствующий и все исполняющий, наше утверждение, наш Друг, наш Брат. Столп и утверждение Церкви. Он — Альфа и Омега, начало и конец, основа, все. Без Христа не существует Церкви. Жених — Христос, невеста — каждая душа».

Христос соединил тело Церкви с небом и землей, с ангелами, с людьми и со всем творением, со всей тварью Божией, с животными и птицами, с каждым, даже самым маленьким, полевым цветком, с каждым насекомым. Церковь, таким образом, стала полнотой Наполняющего все во всём (Еф. 1, 23), то есть Христа. Все во Христе и со Христом, внутри Него и с Ним. Это — таинство Церкви.

Христос является в единстве между нами, в Своей любви, в Церкви. Церковь — это не один я, мое эго, а все мы вместе. Церковь — это все мы. В тело Церкви включаются все. Все мы едины, а Христос — глава. Едино тело, тело Христово: «И вы — тело Христово, а порознь — члены»(1 Кор. 12, 27).

Мы все едины, потому что Бог — наш Отец и Он — везде. Когда мы живем этим, мы — внутри Церкви. В этом и заключается пожелание Господне о всех членах Церкви в Его первосвященнической молитве: «Да будут едино» (Ин. 17, 11, 22).

Тонкость таинства православного Христианства это когда мы живем соединенные со Христом, то есть когда живем в единстве друг с другом внутри Его Церкви с чувством единого. Поэтому Христос молится Своему Отцу, говоря: «Да будут едино». Он говорит это и повторяет, и апостолы везде подчеркивают это. Это — величайшая глубина, величайший смысл, который существует только в Церкви. Вот в чем таинство: «чтобы все как один человек соединились в Боге».

Другой такой религии нет! Ни одна религия не говорит ничего подобного! Потому что это Таинство, тайна, которая открывается Богом. О чем — то хорошем все говорят, но не об этом таинстве. Никому не открывается о возможности такой чуткости к Богу и тонкости таинства. А ведь это как раз то, чего ищет Христос и говорит нам, что мы должны стать именно такими — чуткими, потому что Он хочет, что мы были Его…

Связующим звеном, соединяющим мир бездушной материи и мир духовный, стал человек, имеющий две природы, духовную и материальную. Духовной природой человек был способен усваивать свет и благоухание Божественной красоты. Посредством своего земного тела он должен был водворять в материальном мире ту гармонию, которую он познал в Боге. Человек создан по образу и подобию Самого Творца Вселенной. В нем заложен неиссякаемый потенциал возможностей, раскрывающийся по мере возрастания и просвещения.

Но мы, существа затемненные и не видим полноты Света в храме при служении и недопонимаем, что происходит при этом. Иначе мы бы сошли с ума, от «великого и неизъяснимого». Церковь – это присутствие Бога непосредственно среди Своего творения.

В Воплощении на земле, Бог стал неотъемлемой составляющей тварного мира. Христос принес с Собой, в Себе, всю полноту Божественного Света, которую мы не замечаем и упускаем, но именно в приобщении ко Христу мы становимся причастными этого Света.

С другой стороны, вся полнота Троицы пребывает в Церкви; Отец неотделим от Сына, благодать Святого Духа изливается на нас, и мы приобщаемся к тайне Святой Троицы, в самую разную меру понимания и чуткости восприятия.

Не все зависит от нашей чуткости или понимания, потому что мы в основном не замечаем окружающий нас Свет, мы не ощущаем бескрайность Божественной любви, которая нам даруется, мы  не осознаем, что Святой Дух действует в нас, преображая нас, перерождая нас, делая нас  способными  стать живыми членами Тела Христова. Редко кому это дается видеть. После свидетельства этого чуда, свидетель повествует, что  мы сейчас не готовы к «сверстанию» пространства и времени, не готовы к сиянию всеобжигающего Божественного Света.

Иисус же сказал им: «… истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметъ в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною».

Скуден ум человеческий. Как во время освящения Даров, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми в том смысле, который нам совсем непонятен? Благодать Святого Духа сходит на хлеб и вино и превращает их не в плоть и кровь, а в Тело и Кровь Христовы.

В такие моменты нам удается, уже сейчас, в полумраке, различить торжествующий Свет. Природа Церкви — это тело в равной степени и одновременно человеческое и Божественное: человеческое со всей нашей хрупкостью, со всем нашим несовершенством, с присущей нам неполнотой; но оно еще и Божественное, потому что один из членов Церкви — Господь, Человек Иисус Христос.

В Нем мы видим человечество совершенное, достигшее полноты, единое с Отцом, исполненное Святым Духом. Вместе с Сыном в Церкви присутствует Отец, и Святой Дух осеняет нас. Свет рождается, разгорается и льется все дальше и дальше. 

Во время Пятидесятницы люди внезапно оказались в таком состоянии обожения, что растерялись. Божественная благодать, осенив их, всех свела с ума, в хорошем смысле этого слова, воодушевила их. Это было воодушевление, состояние духовного сумасшествия.

То, чем жили апостолы, потом перешло ко всем, кто был в горнице. То есть они стали любить друг друга, радоваться друг другу, находиться в единении. Этот внутренний духовный опыт источает яркий свет, и этим живут и другие.

Деяния апостолов «контролировалось» Духом Божиим. Состояние эйфории сопровождалось  повсеместно. Преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 46–47).

Преломление хлеба — это было Божественное Причащение. И спасаемые все время умножались, потому что видели всех христиан в веселии и простоте сердца хвалящих Бога. Это и есть воодушевление и то же самое безумие!

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4, 32). Деяния говорят об общежительной жизни. Здесь — таинство Христово. Это Церковь. Лучших слов о первой Церкви не существует». Приближаюсь к этому событию, живу им, ощущаю его, воодушевляюсь и плачу. Это — Божественная благодать. Это и есть любовь ко Христу.