Лицом к Лицу

Господь дает возможность единения каждого человека с Богом через причастие в Храме, в Святая Святых, дает уникальную возможность единения двух миров, видимого и не видимого.   

Лицом к Лицу. Рассуждать о Боге надо деликатно, святые отцы это позволяют себе только при постоянном сокрушении сердечном. Не всякая мысль о Нем, может обсуждаться вслух. Произнесение имени Бога в суете — большой грех и за это каждый будет нести ответ. Во многих народах Бог не имеет имени, так как то величие, которым Он обладает, невозможно описать человеческим ограниченным языком. Но вспоминать о Боге надо каждому и  чаще, чем дышать.

По свидетельству святых отцов, Бог есть Творческая Причина сущности, силы и действия. От Которого все и без Которого не мыслимо ничто, в Котором начало, продолжение, жизнь и сохранение всего, Который бесконечно выше всякого времени и пространства. Ибо все из Него, Им и к Нему.

Слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее. Так говорил мудрейший из царей Соломон: «…чем больше погружаешься в глубины мудрости, тем больше чувствуешь головокружение от недосягаемости этой вершины, чем ближе к ней подходишь, тем далее она удаляется».

А умнейший из иудейских первосвященников Савл, ставший позже апостолом Павлом, в восхождении любопытства разума, в поисках предела, понимает — сие остается не выявленным,  и  вынужден  назвать все это богатством Божиим, бездной и глубиной великой. Познавание Бога есть умолкание всякого человеческого знания перед лицом божественной беспредельности и бездонности.

Будучи  больше Вселенной, управляя процессами более чем астрономического масштаба, Он остается каждому ближе самого близкого. В Ветхом Завете Бог предстает как Существо величественное и грозное, Которое открывается человеку в буре и облаке, в молниях и громе и с Которым тягаться человек бессилен.

Книга Иова содержит развернутое повествование, в котором Иов, пораженный болезнями и скорбями, в беседе с друзьями упрекает  Бога в своих  несчастьях. Неожиданно в беседу вступает…, Сам Бог, Который отвечает на все упреки  Иова «Из бури»:

«Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где  был ты, когда  Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторгалось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его… Давал ли ты когда в  жизни своей приказания утру и указывал  ли заре место ее?.. Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?  Обозрел ли широту земли? Объясни, если знаешь все это( Иов38.2-9,12, 16-18).

Господь не отвечает Иову не на один из его упреков. Смысл ответа Господа Иову: как смеешь ты, слабый человек, спорить со Мною, твоим Создателем? Пораженный и раздавленный величием Господа, Иов отвечает Богу: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Я слышал о Тебе  слухом уха;  теперь же мои глаза видят Тебя;  поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь  в прахе и пепле(Иов 42, 2, 5-6).

В этом рассказе, как и в рассказах о явлении Бога Иакову, Маною, Моисею, говорится о непосредственном видении Его «лицом к лицу», несмотря на пропасть, отделяющую человека от Бога. С одной стороны, в Ветхом Завете, лицо Его невозможно увидеть и остаться в живых, с другой — праведники видят Его лицом к лицу. Бог вдали, но Он и вблизи(Иер23).

Между Богом и человеком существует непреодолимая дистанция, но вместе с тем — Бог преодолевает эту дистанцию, когда хочет  открыться человеку.

Во встречах с Иаковом, Маноем, Моисеем, Бог то невидим, то  в Виде Огня Неопалимого. Во встрече с Моисеем, Он дает шанс человечеству избежать порочный, богомерзкий путь,  ведущий к его уничтожению очередным всемирным потопом, как  было ранее в истории человеческих цивилизаций, при условии жизни по правилам Ветхого Завета. А в Новом Завете, в Образе Спасителя, дает благочестивый путь, ведущий к возврату его в область  благодати Отца Небесного, направляя таким образом человечество на исполнение Своего замысла.

Но не смотря на угрозу повторного всемирного потопа, не смотря на появление спасительного пути, человек продолжает вести жизнь беспечную, животную, не понимая ценности общения «лицом к лицу» с Господом, бездумно использует божественное право свободы выбора на выполнение только животных инстинктов и далее, подводя Промысел Божий к очередному уничтожению цивилизации.

До христианства в современности, мало кто «дорос». Царство Мессии Христа, царство будущего века, на перспективу, для самых ненасытных, духовно дерзких.

Учение Нового Завета ведет к неиссякаемым возможностям, ведет к вершине божественной мудрости, к бесконечности совершенства, ведет к обожению каждого. Но этот путь для сильных мужей, неутомимых, отчаянных, не от мира сего.

Господь дает возможность единения каждого человека с Богом через причастие в Храме, в Святая Святых, дает уникальную возможность единения двух миров, видимого и не видимого.