Стефан Великопермский

 

Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Рождение его предсказал блаженный Прокопий, Христа ради юродивый.

— Вот идет мать великого Стефана, епископа и учителя Пермского! — выкрикнул Прокопий и рукой указал на девочку по имени Мария.

В юном возрасте, заодно с церковно-славянским отрок взялся учить и язык зырян — западных пермских жителей, чьи поселения с разных сторон прижимались к самому Устюгу. А после в монастыре святителя Григория Богослова в Ростове Великом, самом известном и почитаемом просветительским центре на Руси, известном своей древностью и святынями. Здесь же, в монастыре святого Григория Богослова, юного послушника постригли в монахи с именем Стефан в честь архидиакона-первомученика, пострадавшего в Иерусалиме за Христа от рук иудеев.

Кроме богословской науки, выучился также греческому языку. А ведь Стефан прекрасно знал еще и пермский язык! В те же годы Стефан стал составлять пермскую азбуку, чтобы перевести слово Божие на язык северных народов. Он изобрел для пермяцкого алфавита 26 букв. Особенно схож Стефанов алфавит с древнефиникийским. А ведь в то время Стефан не мог знать древнюю финикийскую грамоту! Вот почему слегка архаичной и близкой к древним символам кажется азбука Стефана Пермского, точно наскальная живопись первобытных народов. Стефан приноровил азбуку к домашнему быту зырян, взяв для основы пасы — примитивные символы, которые вырезали на деревьях зырянские охотники, желая что-либо сообщить своим соплеменникам. Видимо, только так, не ломая национального самосознания язычников, можно было подготовить их к пониманию слова Божия. Азбука оказалась весьма живучей. В пермских монастырях пользовались стефановыми буквами до ХVШ века.

Охранная грамота, дарованная Стефану московским князем Димитрием, поначалу удерживала жителей от злодеяния, как впрочем и то, что Стефан явился к ним без охраны, вооруженный лишь крестом да Евангелием. По правому высокому берегу Вычегды прошел Стефан верст двести в самую глубь зырянской земли, проповедуя в деревнях слово Божие, ставя вокруг часовни и крестя во имя Отца и Сына и Святаго Духа местных жителей

Не раз пытались зыряне уничтожить Стефана. Однажды, после поджога его кельи, пламя само собой вдруг утихло, не причинив ему никакого вреда. В другой раз, подстрекаемые местными гадателями, кинулись на Стефана местные жители.

— Уходи от нас! Иначе убьем тебя, — грозили Стефану язычники.

Но Стефан не повернул назад. И отступили язычники, заметив дивный свет, исходивший от лика праведника. А некоторые даже пожелали креститься. Правда, некрепкой оказалась вера жителей Гама. Вскоре, как только покинул селение святой Стефан, они вернулись к своим богам.

В очередной раз, собралось вокруг кельи Стефановой около тысячи зырян, вооруженных луками и стрелами. Они кричали и шумели, осыпая праведника угрозами, если тот не выйдет к ним тотчас из своей кельи. Но как только инок с иконою в руках вышел к ним навстречу, зырян поразила слепота. Воины терли глаза, тщетно надеясь прозреть, иные — падали в траву, проливая слезы отчаяния, иные стояли неподвижно, ошарашенные чудом. Сжалился над ними святой. И по горячей молитве его зырянам вернулось зрение. Кроткими и послушными сделались пермяки. Но вскоре опять озлобились на святого. И очи их, в наказание, снова поразила слепота. Четыре раза нарушали зыряне свое обещание. И столько же раз были поражены слепотой. Раскаивались, прозревали, и делали то, что велел им Стефан: вырубили вокруг кельи все деревья вплоть до Выми-реки, затем и на соседней горе, отделявшейся от первой небольшим ручейком, впадавшим в реку, выкорчевали лес и сделали насыпи и рвы. На очищенном месте святитель построил с учениками церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм Божий украсил иконами. Рядом с Благовещенским храмом, спустя время, построил Стефан деревянную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. А вскоре и первый на пермской земле монастырь приподнялся на горе — Михаило-Архангельский Усть-Вымский, ставший средоточием христианства Перми Великой.

Постепенно зыряне начали привыкать к московскому гостю, сменив гнев на милость, и все внимательнее прислушивались к его поучениям. А вскоре многие зыряне пожелали отказаться от прежнего суеверия и стать единой веры с бесстрашным московским иноком.

Не одни крещеные зыряне полюбили навещать церкви Божии, но и те, кто все еще сомневался в истинности веры Христовой. Впрочем, красота древесных церквей, неторопливое и проникновенное богослужение на родном языке, сладковатый дымный ладан, растекающийся под смоляными сводами, словно молчаливая проповедь, день ото дня влекли ко Христу юных и взрослых.

Однажды ночью услышал Стефан голос: «Мужайся, Стефан, испепели кумирницу, искорени прокудливую березу. Я, Господь Твой, буду тебе помощником». И взялся тогда Стефан за топор, и пошел, укрепленный откровением Божиим, к почитаемой зырянами березе, которой слепо молились.

— Стефане, Стефане, зачем нас гонишь? Мы давно здесь живем… — откликнулась вдруг береза, истекая потоком разноцветной смрадной крови. Инок продолжал молиться и, наконец, повалил огромное дерево. Затем сложил огромный костер. А пепел от сожженной березы развеял ветер.

Однажды иноку Стефану самому едва не пришлось войти в костер, чтобы доказать правду Божию. Случилось это в Княжьем погосте — бывшей столице вымских князей. В этом селении жил знатный волхв по имени Пам. Он-то и вызвал Христова служителя на словесные прения.

— Вижу, говорить ты умеешь, — сказал Стефану волхв после долгого спора. — А попробуй делом доказать свою правду. Пусть костер решит, кто из нас праведник!

— Я не повелеваю стихиями, — тихо ответил Стефан. — Но, чтобы посрамить твое невежество,
пойду с тобой через огонь!

Стефан перекрестился и, взяв старого колдуна за руку, пошел в огонь. Сделав несколько шагов, Пам вдруг задрожал и, вырвав руку, отпрянул назад. Народ готов был убить несчастного вождя. Однако Стефан не допустил этого.

— Может быть, теперь ты уверуешь в истинного Бога, сотворившего небо и землю, солнце и огонь, в который ты побоялся войти? — тихо спросил Пама святой инок, но старик лишь головой покачал и в тот же день покинул Княжье городище.

Пришлось преподобному старцу защищать край от новгородских ушкуйников и воинственных вогулов. Святой Стефан вышел тогда навстречу мятежникам.

— Это главный волхв зырян! — закричали вогулы, испугавшись яркого света над его седой головой, и, побросав добычу, в панике отступили.

Однажды, ради разрешения богословского спора, навязанного еретиками, выехал Стефан в Москву. Ах, как хотелось ему навестить святую обитель Троицкую и славного ее основателя старца Сергия Радонежского! Но церковные дела, ожидавшие его в Москве, не терпели промедления. Возле Хотькова монастыря, что в десяти верстах от Троицы, Стефан велел остановить сани.

— Мир тебе, духовный брате! — сказал вдруг Стефан и глубоко поклонился в сторону Маковца.

— Радуйся и ты, пастырь стада Христова и мир Божий да пребывает с тобой, — ответил Стефану Преподобный Сергий и тоже поклонился в его сторону, выйдя из-за трапезного монастырского стола.

Узнав причину этого, монахи искренне подивились и поспешив вскоре догнали возок епископа, убедились в совершенном чуде двух святых старцев. С тех пор в обители Преподобного Сергия во время братской трапезы всегда звонит колокольчик — монахи встают с деревянных лавок и творят краткую молитву в память о том событии. Прочтут, взирая на фреску, где святитель Стефан стоит возле запряженного лошадьми возка с поднятой благословляющей рукой и старец Сергий смирено принимает это благословение, и вновь в молчании садятся за столы.

В Ростовской обители обучился просветитель зырян живописному мастерству. В 1382 году назначенный епископом Великопермской епархии, преподобный Стефан изобразил предвечный совет Божественной Троицы, предопределяющий жертву Христа за человеческие грехи. А Андрей Рублев словно, с оглядкой на «Зырянскую Троицу» писал свой духовный шедевр. Позади явившихся к Аврааму и Сарре Ангелов запечатлел древо с тремя ветвями, а на столе изобразил не блюдо с яствами, как прежде писали иконописцы, а лишь одну единственную Чашу — символ Святого Причастия. Два перста Господа, протянутые к ней, выражают Его согласие ради спасения людей испить эту чашу скорбей и страдания — умереть на кресте, и в третий день воскреснуть.

Таится в образе Троицы и духовная идея единства Русской земли. Не для себя одного зажег лампаду Христову в дремучих зырянских лесах, где вокруг бродили медведи и выли волки, святитель Стефан, но чтобы разделенный ненавистью мир наполнился любовью предвечного совета Живоначальной Троицы.

В конце апреля 1396 года, будучи в Москве по делам церковным, епископ Стефан , простудился и занемог. На Светлой седмице, после причастия Святых Тайн Христовых, тихо отошла душа святителя ко Господу.

Зыряне, узнав о кончине Стефана, своего духовного отца и пастыря, вверглись в уныние великое. «Горе нам, братие! — слышался в дремучих лесах над Вычегдой их непритворный плач. — Остались мы без доброго господина и учителя! Лишились доброго пастыря и попечителя. Богу он молился о спасении душ наших, а пред князем ходатайствовал о жалобе нашей, и о льготе, и о пользе, был теплым заступником за нас пред боярами, начальниками, властями мира сего. О, зачем нас постигло такое бедствие! Стали мы поношением для соседей наших, язычников: лопи, вогуличей, югры и пинеги. Лишившись тебя, другого такого не найдем, если ты и преставился телом, то не отступай от нас духом; если и далеко от нас гроб твой, то молитва твоя да будет всегда с нами».

 Погребли епископа Великопермского в Московском Кремле, у северной стены храма Спаса-на-Бору.

Другого такого святого, как Стефан Пермский, в древней Руси не знали. Это его святая жизнь и горячая проповедь привлекли в зарождавшуюся многонациональную Русскую империю первое чужеродное племя. Подобно единому, неслиянному и нераздельному в Трех Лицах Божеству, укреплялось наше Отечество из самостоятельных народов, в него входивших. Россия складывалась из сотен племен, не подавляя чужого языка и верований, как это повелось на Западе. Русь обязана пространствами своим святым. Именно они, осененные Божественным светом Пресвятой Троицы, изменили лик родной земли.
Но имя святителя Стефана Великопермского сверкает жемчужиной даже среди великих праведников Божиих.

Москву тянуло к богатейшим горным залежам Северного Урала. Новгородские купцы еще помнили Древний Шелковый речной путь из Бухары в Европу по водоразделу Кама-Вычегда-Сухона. Товары по речным магистралям легче доставлялись к Балтике. Данный северный путь был малозаселенным и поэтому более безопасным. Население так и называлось Чудь Заволокская, так как на пути водной магистрали из одного водораздела в ругой существовали небольшие участки, по которым речные суда переволакивали «посуху». После монгольского нашествия, пользуясь нежеланием золотоордынцев контролировать не проходимые болотистые лесные пространства, купцы Строгановы восстановили это сообщение с Русью и в районе Перми основали свои поместья с крепостями, заселив их переселенцами. Торговля пушниной, горными ценными породами и доставка их по безопасному Северному пути в Московию, Новгород, на Балтику, приносила баснословные прибыли. Параллельно водному, прокладывался и сухопутный маршрут, позднее ставший Старым Уральским Трактом, частично проходивший по территории нынешней Удмуртской Республики, через Хлынов(ныне Киров), Яр, Балезино. Естественно, возникала необходимость общения с местными этническими группами народов, вышедших после Великого Переселения народов из готов, гуннов, позднее скрепленных примерно одной финно-угорской языковой основой. Кроме военных и торговых взаимоотношений возникала необходимость и в культурном взаимообмене.

Осенью 1380 года вся Русь объединилась против несметной силы Золотой Орды. Святой князь Московский Димитрий Иоаннович, благословленный на священную Куликовскую битву Преподобным Сергием Радонежским, собрал под княжеским стягом новгородцев и вятичей, тверичей и смолян, звенигородцев и переяславцев. В славное море воинства Московского князя влилась также волна и новокрещеных зырянских воинов. Грозный полк в шестьсот человек возглавил Пыросский князь Аликей. Это было первое чужеродное племя, вошедшее в состав набирающей силу Руси. И случилось это важное событие в истории государства Российского благодаря молитвам и трудам святителя Стефана, который за многие годы обошел всю Пермь Великую, проповедуя слово Божие северным народам.