Наследие предков.

 

В старину люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест, духовного наследия, культуры предков. Изучая историю края мы с удивлением  слышим наши фамилии. Те, кто строил храмы, укреплял православную веру и молился за нас — это наши деды и прадеды. Это они дали нам уверенность и силу на далекую перспективу. Ведь именно православная вера была тем фундаментом, государствообразующей философией и силой, которая сплачивала людей из века в век в особый вид цивилизации. Цивилизации с общечеловеческими семейными ценностями, носителями которых сегодня остаемся мы, как одни из немногих и которые видимо надо оформить, закрепить, ценить и защищать.

С глубокой древности наши великие предки возводили великолепные храмы, чтобы возвысить себя, свое национальное достоинство: Троице-Сергиевская лавра, Исаакиевский собор, Казанский собор, Храм Христа Спасителя, Собор Петра и Павла и многие другие. С давних пор Москва, другие города и села России, славились малиновым звоном колоколов своих храмов, радующих глаз архитектурой, красотой отделанных позолотой куполов, вызывающих восхищение людей. Массовое стремление к  нравственной  чистоте и чистота души русской дало название от веку – Руси Святой.

Сохранение веры и подкрепление ее добрыми делами было для наших предков делом чести. Наши предки хорошо понимали, что без духовной жизни будущего нет. Только в храме совершенствуется человеческая душа и получает возможность очиститься, стать лучше. Испокон веков храм был сердцем каждой деревушки, села, города, в котором он был расположен! Именно вокруг храмов происходила жизнь наших предков! Без православного храма жизнь человека была просто немыслима. Храмы – это наши корни, наша память, наше прошлое. А без прошлого, как известно, нет будущего. Эти храмы нужны нам, людям ХХI века!

В становлении и развитии культуры России роль православия особая.  Это признает и обновленная конституция. В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

Изучение истории России, культуры нашей страны неразрывно связано с изучением православных святынь, храмов и икон. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз внешней красотой, радуют слух гармоничным звоном колоколов,  умиротворяют душу Святыми Таинствами. Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и венчание, и упокоение.

Многие туристы с интересом посещают храмы, не только знакомясь с историей места, но и очищаясь душой среди святынь. В наше время многие храмы являются памятниками национального и мирового значения.

Храм – это не просто здание, это живой организм. Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви. Храмостроительство на нашей земле со времени Крещения Руси приобрело первостепенное значение. Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице или святым. По наименованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм всегда был не только местом служения, но и больницей, где излечивались духовные и телесные недуги, и школой, учившей наших прапрадедов не только читать и писать, но и молиться, верить, любить Бога и ближнего. Для православного человека храм — всегда особое, святое место. Находясь в храме, мы находимся как на небе.

Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. В храм не просто шли, к нему восходили. В начале, еще в Х веке храмы на Руси строились из дерева. Дерево — особый материал — «живой», но не долговечный. В ХII веке под руководством греческих, итальянских и немецких строителей стали возводиться первые белокаменные храмы, которые имели своеобразную белокаменную архитектуру, оформление и долговечность. Архитектура русских каменных храмов, колоколен и звонниц бывает нескольких стилей: древнее зодчество, русское барокко, классицизм и другие.

В России существует пять самых необычных храмов.

1.Церковь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в городе Дятьково Брянской области. Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как там. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов.

2.Архызские храмы – самые древние или одни из самых древних на территории России. Их датируют концом IX — началом Х в. Ученые полагают, что именно здесь, в районе древнего городища Магас, была столица патриаршества древней Алании. Христианство проникло сюда ещё во второй половине VII в.

3.Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — таинственная церковь с загадочной историей, единственный в России храм, венчает который не купол, а золотая корона.

4.Костомаровский Спасский женский монастырь — старейший пещерный монастырь России с «дивами» — меловыми столбами, внутри которых выстроены монастырские обители. Колокольня Спасского храма сооружена между двумя такими дивами и буквально парит в воздухе. Монастырь вмещает более 2000 человек.

5.Троицкая церковь «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге — Это прозвище церкви придумали не остроумные петербуржцы – сам заказчик строительства генерал-прокурор А.А. Вяземский попросил архитектора выстроить храм в форме традиционных пасхальных блюд.

На шестой по значимости, уникальности и необычности, претендентов много с богатейшей историей. Наш храм – Даниловский, в Прикамье, отличается от других древностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *