О тайне человека

Дух Божий, заложенный в человека в виде совести постоянно заявляет о себе и не дает человеку до конца превратиться в животное. Предчувствие в себе великого предназначения тянет людей к нравственному совершенству.

О тайне человека. История рождения  человечества на земле рано или поздно заинтересует каждого человека. Для передачи ключевых событий следующим поколениям многими народами велись летописи. О тайне человека и великом замысле его существа излагалось в духовных книгах. Чтобы не утерять историческую нить, опыт общения со своим Творцом и Вседержителем вселенной, о смысле жизни людей на земле духовные книги сложили в Библию, которая состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.

Эти духовные книги излагают историю общения пророков с миром духовным невидимым. Пророки это духовно опытные молитвенники. Через них, Само Провидение давало наставления людям о главных принципах нравственных отношений между собой. В них отражались и принципиальные отличия человека от мира животного и материального.

В Ветхом Завете повествуется история создания первых людей Адама и Евы, от которых рождались следующие поколения людей, их первоначальная жизнь в Благодати Божьей и уход их Нее по причине духовной заразы. На протяжении тысячелетий человечество боролось за свое бытие на земле в мире материальном, земном, животном. В борьбе за источники существования человечество на протяжении всей истории истребляло друг друга, что делает даже и сейчас.

Дух Божий, заложенный в человека в виде совести постоянно заявляет о себе и не дает человеку до конца превратиться в животное. Предчувствие в себе великого предназначения тянет людей к нравственному совершенству. Но, и духовная грязь, зараза бесовская не дает перейти грань к духовному совершенству.

Победы одних давали возможность насилия и порождения изощренного истязания над другими. Трагедия человечества заключается в повсеместной деградации духовно-нравственных правил жизни и забвения великого замысла в человеке. Для изменения ситуации, Провидение Божие периодически вмешивалось в бытие на земле, периодически истребляя зараженное человечество всемирными потопами, землетрясениями, климатическим оледенением, выжиганием всего живого, давало возможность начала возрождения человечества на принципах духовно-нравственных отношений.

В Ветхом Завете через пророков описывается история общения человечества с Духом Божьем, откровением Его перед избранными молитвенниками, пророчества о пришествии Мессии, ожидание людьми Христа. Учение о Христе центральное в библейских текстах.

В Новом Завете мы узнаем уже о Христе, явившемся и открывшемся человеческому миру. В нем мы узнаем, кто был Христос – ангел или человек, призрачную плоть имел или материальную, обладал ли человеческой волей или волей божественной. Все эти вопросы рассматриваются в учении о Христе, а начинается оно с ветхозаветных пророчеств о Его грядущем появлении на земле.

Самым первым из них стали слова Бога, сказанные Адаму и Еве, уходящим из Рая: что родится человек, который победит сатану, причину заразы человеческой. И впоследствии пророчеств было много, вплоть до предсказания пророка Даниила, который в седьмом веке до нашей эры предсказал точную дату пришествия Христа. Все они являются основой Ветхого Завета.

Бог, принявший человеческую плоть – такого история не знала ни до, ни после появления Христа в мире людей. Родившись в Вифлееме как обычный ребенок, до тридцатилетнего возраста Он остается для окружающих обычным человеком.

Почему же Христос не родился царем, императором, наконец, просто сыном знатных родителей? Ведь тогда легче было бы нести людям свое учение, управлять их страстями, останавливать зло и насилие. Христос воплощается в обычного человека, чтобы Его учение другие могли принимать добровольно, без какого-либо лицеприятия, от страха или в ожидании выгоды. Поэтому те, кто слушал Христа и принимал впоследствии решение следовать всему сказанному, делали это по собственной воле, осознанно.

До 30 лет Христос живет рядом со своей матерью, Пресвятой Богородицей, учится у Иосифа плотницкому ремеслу, работает плотником. Лишь после того как Ему исполнилось тридцать лет (а по иудейским законам раньше этого возраста не разрешалось учить чему-то других, занимать ответственные посты и проповедовать). Он принимает Крещение от Иоанна Крестителя и начинает Свою проповедь среди людей.

В чем же заключается подвиг Христа? Он оставляет людям учение, оставляет Церковь (основанную после Его учениками), а главное: преображает человеческую природу. Святые отцы писали о воплощении Христа: Бог стал человеком, чтобы человек стал богоподобным. Принимая материальную плоть, Христос ее очищает от греха, скверны – дарит ей новую природу. Когда на праздник Крещения Господня освящают воду, она теряет свойства простой воды и становится освященной – великой святыней, которая не просто не портится, но и исцеляет.

Так и Христос, приняв человеческую плоть, Сам в Себе наделяет ее другими качествами – и тем самым преображает ее. Когда мы видим нетленные мощи святых – это и есть результат того, что обычная человеческая природа была изменена Христом. Конечно, святых – единицы, а все остальные – просто люди. Но благодаря подвигу Христа возможность идти к Богу, побеждать в себе грех и совершенствоваться есть у каждого из нас.

Проповедь Христа на земле приковывает к нему внимание многих. Своей мудростью, своим слогом, своими чудесами Он поражает не только простых людей, но и ученых – фарисеев и книжников. Ярким примером Его учительства служит Нагорная проповедь — слова, произнесенные для народа на одном из холмов Галилеи (отсюда и название «Нагорная»). Многие, кто слушает Христа, охотно следуют за Ним – и это не нравится книжникам и фарисеям, ведь в словах Христа звучит открытая критика их лицемерия, жадности, зависти, бесстыдства. А теперь за этим проповедником идут люди!

Такой Мессия не устраивает тех, кто привык обращать все в свою выгоду, и решение убить Христа, предать его позорной и страшной казни – через распятие – принадлежит именно книжникам и фарисеям. Они настраивают против Него прокуратора Понтия Пилата – и угрозами, требованиями, давлением, добиваются своего.

Учитывая вышесказанное, несложно определить, чем же всё-таки отличаются Ветхий Завет, Новый Завет и Евангелие. В Ветхом Завете описаны события до рождения Иисуса Христа: сотворение человека, Потоп, получение Моисеем закона. Новый Завет содержит в себе описание прихода Мессии и будущего  человечества. Евангелие – это основная структурная единица Нового Завета, непосредственно рассказывающая о жизненном пути спасителя человечества – Иисуса Христа. Именно из-за жертвы Иисуса сейчас христиане могут не придерживаться законов Ветхого Завета: эта обязанность была искуплена. А Новый Завет, это не просто нравственный закон, не просто наполненный смысл жизни, это  смысловой инструмент бесконечного совершенствования, участия в Божиим Промысле и перспективы благодатной жизни в вечности для каждого человека.