Источник жизни

Дары Божии неотъемлемы. В нас остается все то, что мы получаем в причащении, в разрешительной молитве, в благодати Божией, которая изливается на нас свободно, когда Господь захочет того. Мы этого не замечаем, но иногда замечают другие.

О Таинстве Причастия. Молодая девушка собралась выйти замуж за молодого человека. Он никогда не ходил в церковь, потому что считал, что не имеет права туда вступать, так как не верит ни во что: ни в Бога, ни в то, что там совершается; и он ее ждал снаружи, когда она пошла в храм на причастие.

Они шли после службы, он — на расстоянии метра от нее.

Она говорит ему: «Почему ты не возьмешь меня под руку?»

Он отвечает: «Не могу приблизиться. В тебе есть что то величественное, что  я не могу подойти ближе к тебе и, конечно, не могу тебя коснуться…»

Вот как, человек чуткий, которому тогда было дано, что-то ощутить, увидел то, что сама она не ощущала.

После этого случая он принял решение о принятии Таинств Крещения.

О том, что такое Таинство Причащения и с чего все началось мы можем прочитать в Евангелии — откровении Бога Отца, создателя всего мира. После разлучения первых людей с Богом,  Он, периодически в течении истории пытался подсказывать людям о путях восхождения. Не явно, диктуя каждому, как жить, а, не ущемляя божественного права свободы, подсказывал людям о смысле существования, о неисчерпаемых силах, заложенных в каждом человеке.

С приходом на землю Христа, сына Божия, у людей появился путь приобретения утерянных возможностей. «…Итак сказали Ему: — что нам делать, чтобы творить дела Божии?

Иисус сказал им в ответ:  —  вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

На это сказали Ему: — какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

Иисус же сказал им: — истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а  Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миpy.

На это сказали Ему: —  Господи! подавай нам всегда такой хлеб.

Иисус же сказал им: — Я есть хлеб жизни. Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон; ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то, воскресить в последний день.  Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную. И Я воскрешу его в последний день.

Возроптали на Него иудеи за то, что Он сказал: Я есть хлеб, сшедший с небес. И говорили:  — не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с небес?

Иисус сказал им в ответ: — не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Истинно, говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.  Я — хлеб жизни.  Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его — не умрет. Я—хлеб живой, сшедший с небес: ядущий хлеб этот будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: — как Он может дать нам есть плоть Свою?

Иисус же сказал им: — истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметъ в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Этот-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли:

Ядущий хлеб этот жить будет вовек. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Это говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. (Ев.Марка14.22)

Святая вечеря «…И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: — примите, ядите; это – Тело Мое».

И взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

И сказал им: — это – Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая.

Поэтому, ученики Христа, слышав все это от Отца Небесного, исходящее через Сына Своего, шли проповедовать Слово Божие по земле, собирая Церковь Христову. Церковь – это собрание верующих. Поначалу собрания проходили в зданиях, пещерах, подвалах — тайно. Так как новая вера была под запретом, за это мучили, казнили и убивали. А после строили храмы Божии по аналогу синагоги.

Божественная служба — Литургия — обычно проходит в виде чтения Святого Евангелия – Нового Завета, Откровения Всевышнего, записанного апостолами под воздействием Духа Божия. Чтения Святого Евангелия удивительны тем, что чем больше читаешь его, тем больше хочется читать дальше. С каждым чтением человек изменяется. Как бы, сердце его очищается. И с каждым чтением познаешь глубины мудрости Божьей. Понимаешь, что чем больше погружаешься в глубины великие, тем больше остается богатства Божия.  Иногда озарением,  иногда восторгом, иногда удивлением  одаривает тебя Господь, но и понимаешь, насколько беспредельны и недосягаемы вершины знаний. И начинаешь понимать, насколько мудро устроен человек в образе и подобии Божьем, с беспредельностью возможностей уподобления.

И сейчас, в нынешние времена, в Храме совершается непостижимое. В Святая Святых – алтаре, во время Богослужебной литургии, при всеобщей молитве, готовится Таинство Причастия. По завету Христа на Тайной Вечере, Причастие готовится из пресного хлеба и вина, при всеобщей молитве и благоговейной молитве рукоположенного священника. Готовится Таинство, освящающее материю.

Причащающиеся, после очистительной исповеди, получают возможность впустить в  себя частицу небесного мира, Самого Христа.  Господь дает возможность единения каждого человека с Богом через причастие в Храме, в Святая Святых, дает уникальную возможность единения двух миров, видимого и не видимого. Так завещал Сам Господь, еще при жизни на земле.

Мы христиане. Поэтому наше присутствие в этом мире —  это уже присутствие Христа. Когда христианин приходит, куда бы то ни было, даже когда он об этом не думает, в нем приходит Спаситель Христос, потому что он крещен во Христа, он причащен Телу и Крови Христовым; и дары Божии неотъемлемы. Это так страшно – и так дивно, потому что когда смотришь на себя, думаешь, как же так?!

По воспоминаниям святого Симеона Нового Богослова о том, как причастившись Святых Тайн, он вернулся в свою келью и говорит: «Я сижу в этой убогой келье на досках, которые мне служат и скамьей и постелью, созерцаю дряхлое свое тело – я старик, я скоро умру,- гляжу на эти старческие руки и с трепетом и ужасом вижу члены тела Христова. Я причастился Тайн Божиих, и во мне пронизывая меня, как огонь пронизывает железо,- Христос. И эта малюсенькая хижина, где я живу – шире небес, потому что небеса не могут вместить Господа, а эта хижина в моем лице содержит Христа Воплотившегося.

Как может быть, что мы не видим того, что  в нас происходит. Дары Божии неотъемлемы. При причащении происходит чудо, а мы его не замечаем.

И только по  успокоению, духовной «сытости», полноте сердечной и радости неизъяснимой мы чувствуем это.

До падения, человек мог жить только творческим словом Божиим. Но потеряв полноту общения с Богом, вынужден питаться от земли. Христос возвращает человеку возможность жить словом Божиим. «Я есть хлеб, сшедший с небес». Это относится к слову Божию, к Его Личности; из этой Личности как бы два потока идут: Его учение и таинства – причащение Тела и Крови. Мы должны искать встречи с Ним, как Словом Божиим. Это то слово, которое Он произносит в Евангелии, которое нам указывает путь, и это те Тайны, которые приобщают нас Ему.

Материал подобран по публикациям проповедей митрополита Антония Сурожского