Об отце

О тайне рождения нрава, характера и основ души и духа

Отец.  Влияние отца на развитие ребенка не меньше, чем влияние матери. Отцовская и материнская души, через которые Бог вызвал в этот мир душу ребенка, не отчуждаются от нее после зачатия. Ребенок, формирующийся в утробе, продолжает быть в таинственном, незримом общении с душами отца и матери.

Если некоторое время пристально смотреть в затылок другого человека, то он поворачивается. Через взгляд происходит особое внимание, идущее от души к душе, это внимание чувствуется человеком и он оборачивается.

Бывают случаи, когда мать, отправив ребенка куда-либо – в армию или пионерлагерь, начинает вдруг тревожиться. А потом выясняется, что в тот момент, когда она тревожилась, у ребенка были какие-то трудности. Оказывается, мать тревожилась не зря.

Известны случаи, когда родители остро переживали момент гибели своего ребенка, каким-то неожиданным, навалившимся внутренним чувством горя, как бы «потерей себя», которые не знают ни преград, ни пределов. Дети знают свои сыновние чувства, когда скучают о родителях, и в этих переживаниях, как эхо, слышится и чувствуется ответная тревога родителей.

Участие отца в становлении души ребенка чрезвычайно важно. Если со стороны матери дитя приемлет жизненные силы вообще для любви к жизни или жизнелюбия, то со стороны же отца дитя получает способность к покрову — к покровительствующему, заботливому и участливому отношению к людям. От навыков внимания отца формируется способность к заботе. Если образ заботы, идущего от отца, они не получили, то чертам их характера  будет свойственна хладность, равнодушие, черствость по отношению к другим, особенно, если и мать была эгоистичной.

Тем более мальчик: если он не имел отцовского отношения к себе, то в дальнейшем трудно ему быть покровом, главою семьи, проявлять заботу о ближних. Мы знаем, что Господь, сотворив человека, определил главным в доме быть Адаму, т.е. свойства семьи даровал мужу.

Каковы эти свойства? Муж и отец, по отношению ко всем домочадцам должен быть точно таким же, как Господь по отношению к Своей Церкви. А Господь по отношению к Церкви есть Любовь, Покров, Защита. Защита от вражьих сил, от нападений, как внешних, так и внутренних. Внешних — неблагоприятных обстоятельств, демонических наваждений, нападений, а внутренних – брани страстей.

Точно таким образом и муж, отец в доме должен быть защитою как в телесном душевном, так и в духовном. В телесном, он буквально обеспечивает защиту от врагов, поэтому он – защитник Родины, своего дома от всяких бандитов, воров. Для этого он в первую очередь должен выработать эталон стратегического поведения для юного поколения.

Он должен быть кормильцем дома, т.е. приносить продукты и деньги в дом, пахать землю, выращивать скотину. Жена же должна приготовить пищу из того, что он принес в дом. По душевным свойствам он должен быть покровом, хранить домашних своим сердечным отношением, милостью, терпением, участием в их  жизни.

Его обязанность хранить в мире своих детей и супругу, спасать их от страстных переживаний, от душевных немощей, от капризов, упрямства, истерик. Пока полнокровный отец в доме, никто не может прийти в состояние каприза, обиды, плача, потому что он утешит, направит, благословит, подскажет. Он же и запретит, накажет и заставит. И никакая чувственность не будет иметь при нем силы.

Известно, что дети в возрасте до пяти лет усваивают 95% всей необходимой для жизни информации. Часть усвоенного приходится на внутриутробное впечатление и формирование. Если отец внимает ребенку еще в утробе, заботится о нем, то этим он укрепляет его. Любовь к ребенку будет сказываться и в его особом попечении о беременной супруге.

Образ отца предстает перед нами со страниц Священного Писания: «Поразил Господь дитя, которое родила жена Урия Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле (2 Цар.12,15-16).

«Иаир, увидев Христа, падает к ногам Его и усиленно просит Его: «Дочь моя при смерти; прииди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива (Мк.5,22-23).

«Господь положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» ( Пс. 77,5-7).

«Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему, после себя ходить путем Господнем» (Быт. 18,19).

«Отец мой учил меня, и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи» (Притч.4,4).

«Кто любит сына, тот с детства наказывает его» (Притч.13, 25).

«Наказывай сына своего, доколе есть надежда» (Притч.19,18).

«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей»(Притч.29,17).

«Есть ли какой  сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12,7).

«Если же кто о своих, и, особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1.Тим.5,8).

«Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Божию и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» (Пс.77,3-4).

«Положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу.., и учите им сыновей своих.., дабы столько же много было дней ваших… я предлагаю вам благословение, если послушаете заповеди Господа, Бога вашего…» (Втор.11,18,21,27).

Во всех приведенных словах перед нами встает образ мужа, отца, образ главы дома своего. Минимальное отношение — это внимание к ребенку, память о нем. Большее — это сердечное отношение: размышление о ребенке, сердечное чувствование, участие в нем, где бы отец ни находился, — на работе ли, с друзьями, близко ли, далеко ли — это не имеет значения. Наконец, самое глубокое, — это молитвенное памятование о ребенке, когда родитель обращается к Богу, и таким образом из семьи образуется семейная Церковь. Отсутствие такового попечения приводит к угасанию некоторых  душевных проявлений у ребенка.

Господь благословляет ребенка непосредственно по молитвам родителей. Небесная Церковь, святые угодники общаются с душой ребенка своим таинственным духовным общением, тоже по призыву родителей – отца и матери. Одно дело, когда родители сами обращаются к Богу за своего ребенка, другое – когда они призывают Небесную Церковь, по молитвам которой низводится милость Творца к дитяти.

Ребенок еще в утробе матери привыкает к общению со святыми, что, конечно же, будет способствовать его любви к храму в будущем. И, наоборот, если мать ведет себя рассеянно, похотливо, увлекается просмотром безнравственных фильмов, то отгоняет от себя благодать Божию, подвергает душу внутриутробного младенца бесовским влияниям, и он после рождения будет склонен к пороку. Опыт Церкви показывает неизбежность благодатного действия материнского Причастия на развитие ребенка.

Особое значение для младенца имеют причащения отца. Посредством Причастия отец становится церковным; и  своим участием вовлекает дитя в Богообщение; ребенок не может не услышать этого. Апостол Павел говорит, что через верующего супруга освящается неверующий. Это освящение происходит именно благодаря духовному вниманию и участию в ближнем, любовь освящает и преображает. Тем более отцовская любовь к своему чаду освящает ребенка.

Любовь освящает и преображает ближнего! Например, ближний закапризничал или разгневался, а другой с любовью заговорил с ним и утешил, но больше слов  действовали на это его любовь, участие.

Очень важно в духовной жизни поститься. Культура питания в семье очень влияет на состояние здоровья каждого члена семьи, а особенно приобретение умеренности в пище и отложение разгорячающих продуктов (мясного, молочного, яиц) угашают страстные движения. Еще в большей мере восстановление Богодарованной природы человека совершается в многодневные посты.

Пост матери и отца, который исполняется ими не только в соблюдении состава пищи, но, особенно, в воздержании от «любострастных стремлений» (зрелищ, праздного отдыха, пересудов, ссор, телесной близости, многозаботности, рассеянности и др.), является важнейшим условием благодатного освящения младенца в утробе. Тем более, если родители исповедуются и получают прощение грехов, соборуются, причащаются — как много, невидимо, снимается с младенца родительского греховного груза, как выравнивается, восстанавливается Богодарованный порядок его развития в утробе, как изглаживается из детской души все, разделяющее его тело, душу и ДУХ, все, повреждающее ход и механизмы формирования его тела.

Поскольку дитя, имея дух, душу и тело, приходит в этот мир, то оно, конечно же, нуждается в обретении своего образа. Ребенок за этим образом внутренне всегда тянется к родителям. Что родитель переживает, то ребенок и запечатлевает. Потому нрав родительский сильно сказывается на нраве ребенка.

Характер — явление более глубокое, он присущ ребенку уже с рождения, а вот нрав приобретается по мере впечатлений, от родителей. Соответственно в ребенке может запечатлеться и укрепиться падшая или Богодарованная часть души. Естественно, если родитель пребывает в падшем, чувственном нраве, то в ребенке запечатлевается и живет падшая натура. Если же родительская душа пребывает в благообразном, добром, нравственном строе, то дитя запечатлеет нравственную сторону души. Так как общение родителей с младенцем происходит уже внутриутробно, то его потребность в отце или матери, воспринимая их строй жизни, запечатлевает и обращение ко Христу в Таинствах, в молитве. Тогда отклик ребенка на такое родительское обращение будет соответствовать его Богодарованной природе.

Никто не знает, что натворили наши предки. Есть вольные и невольные, забытые и не прощенные, не исповеданные и  не замоленные грехи, напрямую влияющие на состояние здоровья домочадцев. Чем более, нераскаянных грехов накапливается в роде, в предыдущих поколениях (в душах родителей, бабушек, прабабушек, дедушек, прадедушек), тем больший груз несет ребенок. Этот груз повреждает душу, сковывает дух и посредством этого неизбежно несет разрушительное воздействие на душевное и телесное развитие ребенка.

В традициях наших предков, в каждой семье, находились родственники-молитвенники: или престарелые бабушки, дедушки, тетушки, двоюродные бабки, инвалиды, занимающиеся отмаливанием родовых грехов. Крайне рациональное распределение домашних обязанностей позволял, тем не менее, уже немощным по хозяйству, выполнять очень важную работу по духовному очищению от родовых грехов и заодно готовить свой уровень духовного возрастания к жизни в другом, параллельном, не видимом мире, чему способствовала наша православная христианская культура, которая давала и дает полное представление о тайне человека, смысле жизни  и конечном замысле Отца нашего Небесного.