Чаша Жизни

… Выходит Сам Христос, Чашу жизни предлагает — вот оно, Царство Небесное, вкушай, пей!

Чаша Жизни. «Возьмите,  – это тело Мое, ломимое за вас, — это совершайте в воспоминание обо мне. Это есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая для прощения грехов. Пейте от нее все… Совершайте это всегда в воспоминание обо Мне».

Божественная литургия, или Евхаристия — это краеугольный, пробный камень нашей веры и нашего отношения к Богу. И если что-то нас может отлучать от Причастия, то только церковная дисциплина, потому что не каждый, в силу своей греховности, может выдержать, не повредившись умом, душой и прочими составами, ежедневное причащение, не может удержать эту чистую одежду. Поэтому нужно к Причастию особенно готовиться.

Если святые апостолы причащались ежедневно, то уже по прошествии нескольких десятков лет христиане стали причащаться раз в неделю. А теперь есть такие, которые вообще почти не причащаются, хотя по канонам церковным кто хотя бы раз в год не причастился, тот уже, собственно, не христианин, то есть он становится как бы некрещеным.

В Церкви есть канон: если человек 3 воскресенья в храме не был, он считается отлученным. Потому что как так? Там идет брачный пир Христа Спасителя, а тебе вроде и не нужно, у тебя какие-то свои соображения. Чашу выносят, Чашу жизни, в которой Тело Христово! Да мы должны броситься к ней, обнять! Вот как св. Иоанн Кронштадтский: он, когда Божественную литургию служил, эту Чашу обнимал, он ее целовал, поливал ее слезами — такая была у него любовь ко Христу.

А мы? Мы можем и потолкаться, и свечами заниматься, и чем-то шуршать, и о чем-то думать … Выходит Сам Христос, Чашу жизни предлагает — вот оно, Царство Небесное, вкушай, пей! А нам все равно, мы даже покаяться не хотим. Так только, по обычаю: вроде уж время пришло, вот в пост- тогда, мол, и причащусь. А желания такого не испытываем; какая-то обязанность, какая-то поденщина в этом, а жажды нету. Потому что, когда мы
причащаемся, мы как бы ничего не испытываем, в нас ничего не происходит. Ну причастился … Вот «запивку» мы пьем с большей жадностью, вокруг нее всегда больше оживления и реальной какой-то жизни, это нам ближе, а к Чаше Христовой мы почти равнодушны.

Наше равнодушие есть тягчайший грех против Христа. Поэтому нам надо
изменить свое сознание, надо нам покаяться, всю жизнь свою перевернуть, начать стремиться к тому, чтобы нам постоянно, постоянно приступать к Чаше.

Это и есть, собственно, жизнь духовная, это и есть источник всякой духовности, в этом и есть наше спасение. Как мы можем в себя благодать принять? Только через Святое Причастие соединяясь со Христом Спасителем.

А то приходит человек: «Батюшка, у меня то, у меня се, кому мне молебен заказать, кому мне отслужить?»

Чаша жизни выносится, Сам Христос живой перед нами! Какой еще молебен? Можно помолиться любому святому, это очень хорошо. Можно просить помощь, можно и молебен отслужить, все это вещи прекрасные.

Но если человек пренебрегает Самим Христом Спасителем, как можно просить чего-то у Его Матери? Неужели Матерь Божия нас послушает, если мы отвергаемся Ее Сына? Как это возможно? Поэтому нам надо стремиться к Чаше. Нам ее Господь дал, Он для этого и Кровь Свою пролил, чтобы нас этой Кровью напитать, потому что эта Кровь животворящая, она оживотворяет нас. И если мы хотим ожить, если мы хотим просветиться, начать новую жизнь, то нам надо к Чаше стремиться. Наша духовная жизнь должна идти по двум направлениям: мы должны устремляться к Чаше Христовой, во что бы то ни стало постоянно причащаться Святых Христовых Таин и в то же время ни на секунду не забывать, кто мы такие, всегда помнить, что мы этого совершенно никак не достойны, и постоянно, изо всех сил трудиться над своей душой, очищать ее от греха, насколько это для нас возможно, чтобы принятие Святых Христовых Таин было для нас не во вред, а на пользу. Потому что все, что относится ко Христу,- меч обоюдоострый. Так и Чаша Христова. Надо к ней стремиться, потому что она — источник жизни. Но надо стремиться, задумываясь о том, какими мы к ней подходим.

Потому что иначе, если мы будем, как бараны, просто теснясь, вкушать, не рассуждая, чего мы причащаемся, то мы не только пользы не получим, но и погубим душу свою. Аминь. Протоиерей Димитрий Смирно.