О Храме

Без Причастия нет христиан. Духовные отцы. Первое изображение лика. Об иконах. Ковчег Завета. Благословение иконопочитания. Лик Христа на плащанице. Об иконостасе. Алтарь-Святая Святых. Ковчег откровения. Снисхождение Огня.

Что есть храм. «Я-Хлеб жизни». Храм символизирует Царство Божие, в котором люди обретают желанный покой и вечное счастье. Распахивая дверь, мы окунаемся в мир вечно живых пророков, апостолов, святых подвижников, духовных героев веры и Отечества. Над куполом здания возвышается крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. Колокольня для созыва верующих на молитву, возводится над притвором. Внутри храм разделяется на три части: притвор, собственно храм, и алтарь со святым престолом, на котором готовится Святое Причастие во время самого важного богослужения – Литургии.

Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечере, завещал апостолам и всему человечеству, разломив хлеб: «Это есть Плоть моя», и разлив напиток виноградный: «Это есть Кровь моя»,«Я-Хлеб жизни. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоанн,6,48-56). Поэтому христиане не могут жить без Святого Причастия. Иначе это не христиане. Священнослужители Божии, особо посвященные, обученные люди, постоянно сокрушающие сердце свое покаянной молитвой, являются нашими духовными отцами.

Храм есть великое святое место, где особой милостью, невидимо, присутствует, Сам Бог, поэтому мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно. Не следует уходить из храма до окончания богослужения. Через священнослужителей нас благословляет, Сам Господь наш Иисус Христос. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую,- целуем как бы невидимую руку, Самого Спасителя.

По внутренним стенам располагаются иконы, перед которыми мы молимся. Иконой, или образом, называется изображение Господа Иисуса Христа, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Он отер пречистый Свой лик полотенцем, и  чудесно изобразил его на полотенце для больного князя Авгария. Помолившись перед этим Нерукотворным изображением Спасителя, больной исцелился от своей болезни.

Во многих народах отсутствует имя Богу, настолько благоговейно их отношение к Творцу Вселенной. Одна из заповедей Божьих гласит об этом. Святая икона есть тоже самое, что священная книга Евангелие, в которой мы благоговейно читаем Божии слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимает наш ум к Богу и воспламеняет наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. На иконе изображается не физический портрет, но облик, духовно просветленный благодатью Божией, он называется лик. Написание иконы совершается иконописцем при непрерывном молитвенном сокрушении сердца. Посредством водосвятного  молебна иконе сообщается благодать Святого Духа и икона чтится нами как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия, проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных.

В Ветхом Завете не было иконопочитания и существовал запрет на какое-либо изображение того, что на небе, на земле или в воде, поклоняться этому и служить. Потому что, люди быстро начинали обоготворять эти предметы и изображения. Вместе с тем в Ветхом Завете присутствует начало и прообраз иконопочитания. Когда Господь повелел Моисею устроить ковчег завета, чтобы там хранились скрижали — каменные пластины с заповедями, то пророк услышал буквально следующее: «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы, сделай их на обоих концах алтаря… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения»(Исх.25:18,22). Этим Господь благословил возможность изображать небожителей с помощью человеческого искусства. По этому повелению ветхозаветные храмы украшались этими образами:«Сделал Соломон двух херувимов из масличного дерева и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» (3 Цар. 6: 23, 28-29). Подобных изображений не было более нигде, они носили исключительно религиозное употребление.

Разве можно изобразить Бога, Который не имеет никакого вида, образа вещественного? Потому-то в Ветхие времена и не изображали Всевышнего, что такого опыта просто не было. Но в Новом Завете:«…великая благочестия тайна: Бог явился воплоти» (1Тим. 3:16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже, Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф.13:17);«видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Невозможное в Ветхом Завете, осуществилось в Новом Завете. Всевышний, родившись на земле, Стал видим, зрим, осязаем, а значит, и изображаем. Христос благословил иконопочитание через нерукотворный образ на Туринской плащанице. Образ Господа на Плащанице соответствует православной традиции написания лика Христа!

Было бы непростительно апостолам, видеть Христа и не передать нам знания, полученные от Него, опыт общения с Ним, Его  образ, пусть посредством красок, через поколения. Подобно тому, как свет проходит в дом через окно, Господь подает, Свою благодать и милость посредством иконы. Священные изображения напоминают, что мы в мире не одиноки, рядом мир не видимый, ангельский — Бог и Его святые. Икона побуждает человека к общению с миром небесным, предостерегает от греха, приближает к познанию Всевышнего.

Алтарь – Святая Святых, где Господь общался с Моисеем. Это невидимая нам область, где пребывает во всей, Своей славе Господь, а с Ним — святые ангелы. Как это постичь? Часто человек воспринимает духовные истины посредством вещественных образов. Иконостас, который закрывает от нас алтарь, на самом деле раскрывает нам смысл и значение алтаря. Посредством линий и красок иконостас предлагает взору духовный, небесный мир. Иконостас раскрывает всю суть Священной истории. Здесь выражена идея единения миров Небесного и земного, через Святое Причастие, стремления человека к Богу и Бога к человеку.

Духовные истины излагаются поэтапно, на протяжении ярусов, или чинов, из которых традиционно складывался православный русский иконостас. Господь постепенно, словно по ступенькам, низводил к людям с Небес спасение. Первый сверху ряд называется праотеческий. Это образ самых древних святых, которые жили еще до Закона, принятого Моисеем. Хотя это был первый этап скитаний человечества вне Рая, праотцы жили глубокой надеждой и верой. Они держат в руках свитки, на которых начертаны пророчества о грядущем Христе. В центре икона Троицы, как символ предвечного совета о спасении людей.

Второй сверху ярус — пророческий. Пророки — это святые, уже получившие Закон, при свете которого богоизбранный народ шел к своей главной цели. Пророки предвозвещали о Пресвятой Деве от, Которой родился Христос. Поэтому в центре яруса находится икона Матери Божией с Богомладенцем. Третий ряд — праздничный. Перед нами Новый Завет — праздник всего человечества! Иконы отражают события-праздники, связанные в основном с земной жизнью Христа и Его Пречистой Матери. Четвертый – Иисусный Чин, моление всей Церкви ко Христу. Мы все предстоим пред Ним: Он видит тайники нашей души и слышит молитву любого человека. В центре ряда — икона Господа, как Небесного Царя, Вседержителя и Судии, а справа и слева — образы Богоматери и Иоанна Крестителя, далее, иконы архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых в молитвенном обращении к Спасителю.

Те, кто принят Господом на Небеса, ходатайствуют о нас и хотят, чтобы мы тоже достигли спасения. Пятый, нижний, ряд — местный. В центре, Царские врата,  через них на Литургии проходит, Сам Царь славы — Христос, для преподания верным, Своих Святых Таин. Даже священнослужители проходят через царские врата лишь во время некоторых, особенно важных моментов богослужения. На самих Царских вратах икона Благовещения Божией Матери — с этого события Бог пришел в наш мир. Здесь же иконы четырех евангелистов, или святых Василия Великого и Иоанна Златоуста, записавших под воздействием Духа Святого, богослужение Литургии. Справа от царских врат располагается икона Спасителя, а слева — Богородицы. В этом ряду ставятся храмовая икона, то есть того праздника или святого, в честь которого освящен храм, и иконы местночтимых святых и ангелов, поскольку небесные силы соучавствуют в храме при совершении Таинств.

Бог, Сам показал Себя людям и поэтому Божественное Откровение-это сердцевина христианства и его чистый исток. В храме, как и Моисею, нам предоставляется уникальная возможность общения с Ним. И даже человек, еще не умеющий молиться, оказывается включенным в сияние общей, светоносной, храмовой молитвы. Присутствие Божие в Храме подтверждается ежегодным снисхождением благодатного огня в Иерусалиме, при праздновании  православной пасхи, в присутствии тысячи свидетелей и всеобщем ликовании. В храме вместе с людьми молятся силы небесные, ангелы и святые, при совершении Таинств, поэтому в богослужении участвует вся полнота Церкви земной и небесной для единения с Отцом Небесным и Его  благодатью.

Храм — это место особенное, специально предназначенное: для встречи с Богом каждого человека; для соборных молитв; для совершения богослужений;  для совершения Святых Таинств Православной Церкви. От чего замирает сердце и умягчается сердце. Чувство покоя, которое мы испытываем в храме, имеет свои причины. Спокойное и уравновешенное в ходе тысячелетий течение внутренней, глубоко духовной и молитвенной жизни Церкви, привлекает к ней людей, ищущих стабильности в этом зыбком мире.

Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем ценностей восточного христианства, которым есть достойное место в оформлении особой цивилизации Русского Мира и которые от нас ждет весь мир. К сожалению, в основном, иконописные церковные росписи, уничтожены во всех храмах предыдущей богоборческой властью. Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду.

Даниловские селяне рассказывают, что нигде не видели такой впечатляющей красоты, как на стенах Даниловского храма. Росписи школы Васнецова восхищали верующих и посетителей. В 1991 году среди разрухи вновь запущен в эксплуатацию малый зимний храм, освященный в честь иконы Святителя Николая Чудотворца, где проводились службы и требы. Двенадцать лет понадобилось попечителям наскоро восстановить малый зал. Основной же Придел Спаса Нерукотворного, возведенный с участием пленных французов, в честь «Победы над галлами и с ними двунадесяти языков»  ждет особых попечителей, где и предполагается заново восстановить уничтоженную красоту.