Байситовские мученики

Слабый физически становился победителем, отдавая свою жизнь: «Да нате, возьмите мое тело, если так уж оно вам нужно. Я знаю, что после физической смерти меня ждет Свет Христа Спасителя в чертогах небесных».

Байситовский монастырь располагался в глухом лесу в 2-х км от деревни Байситово, в 15 км от села Данилово. Основателем мужского монастыря был священник Василий. Служили двое русских и два удмурта: иеромонах Геннадий, впоследствии ставшим игуменом монастыря, иеромонах Иаков, иеродиакон Серафим и отец Онуфрий.

С приходом большевиков повсеместно искоренялось христианство, разгонялись монастыри, уничтожались церкви. Особенностью христианства является совершение евхаристии. Христианин не может жить без Святого Причастия. В строгой конспирации, ночью, игумен Геннадий, отец Онуфрий, иеродьякон Серафим, иеромонах Иаков принимали исповедь, проводили молебны, панихиды, богослужебные литургии, причащая верующих.

Чекисты выследили место собрания катакомбников. Ночью во время богослужения, чекисты ворвались вовнутрь и скомандовали: «Стоять! Не шевелиться! Стрелять будем!» Служба остановилась, и народ навзрыд заплакал, все встали на колени и начали просить, чтобы разрешили завершить службу. Разрешили. После завершения службы под ударами прикладов винтовок, вывели священнослужителей из алтаря во двор скита и поставили в ряд. Приказали: «Снять священническое облачение, кресты, бросить под ноги!». Но, стоящие под дулами винтовок монахи единогласно запели: «Верую, во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли … » К голосу пастырей присоединился и весь народ. В это время, чекисты начали расстрел. Иеромонах Иаков и иеродиакон Серафим замертво пали на землю. Пение прервалось. Народ пал на колени и начал навзрыд плакать. Перед народом, стоящим на земле на коленях, совершилось чудо: от лежащих иеромонаха Иакова и иеродиакона Серафима ввысь, к небу, полетели два белых голубя. Кто-то вскрикнул: «Народ христианский, посмотри: души умученных превратились в голубей, поднимаются к престолу Отца Небесного! Слава Тебе Боже наш, слава Тебе-е-е!». Вынуждая отказаться от Бога, били отца Геннадия и отца Онуфрия.

Видя их мужественное стояние, повели их к берегу Камы. Отца Онуфрия убили в поле между лесом Боробой и деревней Байситово, а игумена Геннадия у деревни Казмас. Со слов молодого пастуха из деревни, оказавшегося свидетелем, он издалека заметил группу людей идущих по Гольянскому тракту. Спрятавшись в березняке услышал крики и увидел группу священников ведомую в сторону Гольян. Руки туго связаны, их торопили. Один из священников упал, его бьют, ручьем бежит кровь, а он всё молится и благодарит Господа: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе! Благодарю Тебя, Господи! Боже мой, за что мне, грешному, недостойному, такая великая награда?!» Вновь падает, его избивая поднимают, ведут в сторону Камы. На берегу реки Камы всех священников расстреляли».

Христианские мученики. Для взаимоотношений людей, Господь через пророка Моисея в Ветхом Завете дал людям правила нравственного поведения на земле. Одна из заповедей  в нем гласит: «Око за око, зуб за зуб». Но, зло не победить злом. Это уже давно понимало человечество. И с приходом на землю Спасителя  человечество получило новые правила. В Новом Завете уже звучит: «Если ударят тебя по одной щеке, подставь другую». Победа Его заключалась в нейтрализации зла через добро, кротость, смирение, любовь; через любовь жертвенную до отдания добровольно, своей жизни. Это новое учение, всколыхнуло все человечество, и непостижимо было всегда. Зло не победить злом, но зло побеждается добром, любовью. Спаситель Своим примером показал нам путь победы добра над злом. В след за ним пошли апостолы, большинство, которых погибли мученически за Христа, а за ними тысячи других мучеников пополнили списки  христианской Церкви. Эпоху мученичества, называют «временем христианской славы», так как мученики за христианскую веру  выходят триумфаторами победы, нежели как пленные. Мученичество сравнивается с победой на атлетическом состязании, — победой, которой радуются Ангелы. И от которой, сокрушаются демоны. Мученическая смерть отнюдь не воспринималась как трагедия; напротив, ее прославляли как победу над страхом смерти и над самой смертью, как подражание мученическому подвигу Христа, как соучастие в страданиях Христа и в Его славе. На мучения за Христа, сознательно, шли тысячами. Мучители ничего не могли сделать, по-сменно меняя друг друга в истязаниях над христианами, но в бессильной злобе, оказывались побежденными. Мученичество за Христа считалось  победой над всеми пороками, восстановлением  падшего образа, очищением родовых грехов, сохранением равновесия между духовным и материальным, спасением  ветхого человека, восторжеством  над злом. Почитание мучеников выражалось прежде всего в том, что их гробницы становились местом совершения Евхаристии. В Православной культуре до настоящего времени сохраняется традиция полагать частицу мощей мученика или святого под престолом освящаемого храма.

Мученики за Христа – это сокровищница Церкви, наполненная драгоценными жемчужинами. Материальное богатство проходит, одежды изнашиваются, дома разрушаются, в сокровищницах же духовных, всегда и во всем, мученики остаются в одинаковом цвете  юности, сияя славою собственного света. Их жизнь и опыт избавляют нас от страха смерти, дают нам осмысленность бытия, что является основательным духовным стержнем внутри каждого из нас, а самое главное дают нам радость от духовного богатства, которым они являются.

Духовная,  молитвенная связь с миром невидимым, ангельским, божьими Угодниками, Богородицей, Спасителем, Отцом Небесным, мучениками за Христа, духовными героями земли нашей, поминовение близких в заупокойной молитве,  дают нам невидимую духовную  силу, с которой мы становимся просто непобедимы.

Почитание святости в православной культуре неразрывно связано с учением об Образе и Подобии Божиим  в каждом человеке,  о необходимости стремления к этому Образу, то есть об обожении, как цели христианской жизни. Святые отцы по собственному свободному расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище сердца своего и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что Сам Он есть по существу, сделались сокровищницами и чистыми жилищами  Бога.

Соединение Бога с телами святых и присутствие благодати Божией в их мощах происходит по соединению Божественной и человеческой природ в Иисусе Христе. От этого мощи их и являются источниками исцелений и чудотворений, через них изгоняются демоны, врачуются немощные, прозревают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби.

Мы просим Байситовских свято-мучеников: «Молите Бога о нас».