Никола Можайский

Суровая мужицкая душа, смягчаясь молитвой, наделяла Николу беспредельной силой, верила в его незамедлительную отзывчивость на помощь в житейских делах, в работе, в поле, в походе и в бою, и рождала клич: «Никола с нами!», «С нами Бог!». 

Никола Можайский. Престольная икона Прихода села Данилово.

В мае 2021года под слоем штукатурки была найдена икона, замурованная в 30-х годах прошлого века. B День Национального Единства состоялась церемония освящения Патриархом отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне московского Кремля.

Возвращение великой святыни – это знаковое событие для всей России. Этот образ был перенесен на ворота Кремля в 1491 году и обновлен в ХVI -XVII веке. До этого в качестве оберега города над Никольскими воротами Кремля, постройки еще 1367 года при Дмитрии Донском был установлен резной образ Николы с мечом и градом в руках.

Появление Николы Ратного с мечом и крепостью в Можайске связывают с преданием. Известно, что в 13 и 14 веках молодое русское государство, после разрушения монгольским нашествием заново формировалось на острие татарских набегов с востока и наступления немецких рыцарей с запада.  Во время одного из неприятельских приступов за город Можайск, Николай Чудотворец явился над городом со сверкающим мечом в правой руке и Церковным храмом в правой. Неприятель в ужасе от видения в страхе бежал от стен города. Увиденный множеством свидетелей Образ Святителя был настолько «живым», что тут же был запечатлен в статуе из дерева.

Благодаря этому чуду Можайск не только не исчез, но и стал одним из религиозных центров Руси. Его расцвет приходится на XIV век, когда тысячи паломников устремлялись туда поклониться ниспосланному с небес необычному образу, который считают чудотворной. Реликвия стала настолько популярной, что ее копии были чуть ли не в каждом русском городе. Затем появилась одноименная иконографическая композиция. Этот образ святого Николая был особенно популярен в период татаро-монгольского нашествия. Именно тогда он стал грозным меченосцем. В тяжелый для русских земель период народ воплотил образ христианского святого в форму, связанную с языческим прошлым.  В Смутное время, когда скульптура Николы Можайского была увезена в Литву и до 1619 года «пропадала в плену», сотни скульптурных изваяний Николы, распространились по всей Русской земле вплоть до Урала и Сибири. Во многих городах изображения грозного Николы дружно подняли обнаженные мечи против врагов, всем своим символическим видом призывая и благословляя русский народ на очищение православной Руси от «поганой литвы и поляков», от католического нашествия. Запад на Руси всегда был олицетворением и символом царства смерти. А защитником от этой тьмы всегда служил и служит вдохновитель Русского Духа Божественный Меченосец и Чудотворец Никола Можайский.

Меч в руке святого воспринимается именно как оружие, готовое к бою. Он соразмерен фигуре и порой угрожающе правдоподобен, даже для современной реальности. Никола стоит, широко раскинув руки, как бы защищая все, что находится за его спиной. В этом жесте активная оборона, граничащая с атакой. В силу грозности образ прозвали в народе «мужицким богом». Однако наиболее известное название — «Никола Можайский».  Скульптура являла реальное существование Бога в конкретном месте. Она была своего рода «сторожевой башней». Люди верили, что в опасный момент она оживет.

В тяжелые для Руси времена люди искали защиты и утешения у великого угодника Божьего. Святитель Николай помогал, облегчал телесные и душевные скорби, чудесно помогал в борьбе с врагами, с его молитвенной помощью исчезал на Руси страх перед татарскими песьими шапками и рыцарскими латами.

Крестьяне любили святого попросту, особенно не разбираясь в догматах и кланяясь наравне и Христу Спасителю, и Богородице, а с Ними и святителю Николаю, который занимал в русской религиозности исключительное место. Нередко единственная икона Николая Чудотворца и составляла весь домашний иконостас. Колличество и характер деяний в житие святителя, умноженные на народный фольклор,   прилагали к нему понятие «спасителя» — на водах, от голода, от болезней и смерти.

Суровая мужицкая душа, смягчаясь молитвой, наделяла Николу беспредельной силой, верила  в  его  незамедлительную   отзывчивость на помощь в житейских делах, в работе, в поле, в походе и в бою, и рождала клич: «Никола с нами!», также как «С нами Бог!». И это, не вполне догматическое крестьянское богословие, подтверждалось каждый день чудесами посреди обыденной жизни, по молитвам к святому – исцелением дитяти, куском хлеба в голод, смягчением вдруг господского гнева за недоимку и избавлением от батогов. Силясь понять эту взаимную связь простого русского человека с Николаем Угодником, несведущие иностранцы называли его «русским богом».

Пребывание в литовском плену святого изображения Николая Чудотворца оказало на тамошнее население огромное духовное воздействие: к образу за исцелением стекались толпы народа — хромых, глухих, немых, даже прокаженных и одержимых всякими тяжелыми недугами, и святитель Николай, как свидетельствует патриарх Филарет, всех исцелял, чтобы «познали безумные литовские люди, сколько чудес творит Бог в России и отпали от своих неправедных учителей и от Римского папы».

Никола Ратный особо почитается людьми военными и служивыми. Эту солдатскую веру  в помощь и защиту от Николы-Угодника в бою подтверждают найденные в местах сражений  образки и нагрудные медальоны с изображением святого.  Есть предание, по которому войско Ермака — покорителя Сибири, сопровождала икона Николы Можайского. Перед битвой с Кучумом в 1581 году, святитель пришел к Ермаку во сне и пообещал поддержку. В этой битве казаки с помощью Божией победили. Николай и еще раз пришел, обращаясь к атаману и призывая жить в чистоте, сдерживать свой буйный нрав, молиться Богу. Об этом имеется упоминание в книге «Сибирская святыня»: «Нощию же явися Ермаку молящуся и 5 человеком в нощи святый Николае Можайский, повелевая в чистоте жити и прилежный пост имети, и всякие с братолюбием добродетели проходити; и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь. Вы же, аще не послушаете мене, престану помогати вам, и скоро скончаетеся за грехи свои, не внемлюще в добродетели, в злобы впадаете. И сие видение Ермак всем возвестив». Явление Чудотворца стало пророческим для Ермака, вскоре, попав в засаду, он утонул в Иртыше в тяжёлых боевых доспехах.

Существует легенда, что сподвижник атамана подъесаул Даниил в ранениях возвращаясь из похода в составе делегации атамана Кольцо с донесением Ивану Грозному, вынужден был остаться по пути Сибирского тракта близ Сарапула, на одной из бывших стоянок атамана Ермака, поселении Березовое, в котором в благодарность Николаю Угоднику была возведена первая деревянная церковь в честь Николая Можайского, покровителя казачьего войска при покорении Сибири. После чего поселение было переименовано в Никольское, а после смерти подъесаула в Данилово.

Значимую роль в Смутное время,в тяжелейшие испытания для независимости и государственного единства России сыграло Прикамье, бывшее Строгановской вотчиной. Роль Строгановых в преодолении Смуты была огромадной. Для отпора иноземным захватчикам, в 1609 году Чердынь отправила 50 ратников, а Соликамск — 40. Среди прикамских воинов, направленных из строгановских владений через Казань в места дислокации ополчения кроме прикамских крестьян, были и дружинники, отличившиеся в походе Ермака.

Формирование отрядов происходило при Чусовских городках и Сылвенском острожке. Финансовая помощь Строгановых, тесно связанных деловыми отношениями с купеческими кругами Нижнего Новгорода, стала одним из самых важных факторов для организационных успехов Кузьмы Минина в ходе создания Второго Ополчения, предопределивших его военную победу под предводительством князя Дмитрия Пожарского осенью 1612 года.

Год 1612 считается переломным в судьбе и истории Государства Российского. Страна находилась на гране исчезновения. Великая смута так разобщила и раззорила страну, что иноземные захватчики делали что хотели на всей территории. Благодаря патриотам, сумевшим организовать ополчение по освобождению столицы и всей территории от иноземцев Государство Русское стало укрепляться и возвеличиваться. Купцы Строгановы внесли колоссальный вклад в это святое дело: отправляли рекрутов в ополчения, финансировали ополчение, участвовали в избрании нового Царя.

Лик на иконе Николая Чудотворца оказывал на население огромное духовное воздействие: к образу за исцелением стекались толпы народа — хромых, глухих, немых, даже прокаженных и одержимых всякими тяжелыми недугами, и святитель Николай всех исцелял.