Богоявление

Согласно Бого-откровения через Спасителя, пророков и апостолов мы знаем, что человек создан по образу и подобию Божьему. Душа человеческая бессмертна, в конце земной жизни, она, разлучаясь с материальной оболочкой,  продолжает существовать в другой области бытия. Душа является сосудом для Святого Духа. Глубина этого сосуда бездонна и может вместить весь космос. Сосуд этот просит постоянного наполнения. Заполнить эту глубину может только, Сам Всевышний. Но, будучи Абсолютной чистотой, Дух Божий поселяется только в чистом сердце.

Богоявление. Томление о Своем Творце заложено в духе человеческом. На протяжении всей своей трагичной истории человечество искало общения с Ним и ожидало приход Спасителя. Около 2- х тысячелетий назад, сложились обстоятельства Его воплощения на земле. Произошло чудо Богоявления. Учение Христа дает духовную силу, а так же тормоза,  сдерживающие рождение агрессии в своем сердце.

Небесная Соборная Церковь в Нераздельной и Единосущной Троице Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа дала возможность участия в Этой Соборности и человечеству. Для этого, Бог Сын в образе Спасителя Христа был послан на землю. Церковь христианская, земная основана для соединения с Церковью Небесной. Для соединения Церкви земной с Церковью Небесной в христианских храмах совершается Божественная литургия.

Приход Спасителя отражен во множестве художественных произведений. Вначале в иконописи, затем в эпоху Возрождения появилось целое направление живописи и скульптурной графики на евангельские темы.

Над созданием главного шедевра всей своей жизни «Явление Христа народу«, русский художник Иванов трудился двадцать лет. С одиннадцати лет Александр Иванов учился живописи в Императорской Академии художеств. За успехи в рисовании, в разные годы, был награжден серебряной и золотыми медалями, и отправлен в Италию на четырехлетнюю стажировку. Стажировка затянулась на тридцать три года.

По прибытию в Рим художник приступает к копированию фрески Микеланджело “Сотворение мира” и начинает увлекаться религиозной темой. В это же время Иванова посещает идея создать грандиозное полотно на евангельский сюжет,  а именно “Явление Христа народу”.

Успех в создании малых картин укрепил желание взяться за масштабное произведение, в котором  Мессия является народу и для народа это самый важный переломный момент в истории. Работа началась и длилась двадцать лет. Одна лишь подготовка заняла три года. Иванов с педантичной точностью  изучил Евангелие, чтобы не упустить важных деталей. В поисках подходящих иудейских образов посетил множество храмов и синагог, где часами наблюдал за верующими. Ехать в Палестину за правильным пейзажем денег не было, пришлось исколесить всю Италию.

В погоне за идеалом художник создал шестьсот набросков. Переписывая вновь и вновь картину, Иванов составлял персонажей трепетно, по кусочкам.

В Риме художник поддерживал отношения с близким другом Николаем Васильевичем Гоголем и часто общался с ним о религии. Николай Васильевич был человеком набожным и всегда мог составить компанию в тематической беседе. В итоге Иванов изобразил друга на картине. Посетителям предлагается найти и угадать фигуру Гоголя в одном из персонажей картины( Гоголь в красной одежде, стоит недалеко от Христа). О себе Иванов тоже не забыл; автопортрет художника можно разглядеть в старце с посохом, который стоит недалеко от Иоанна Крестителя.

В 1857 году Иванов закончил “Явление Христа народу” и решил везти ее в Санкт — Петербург. Перевозить такую громадину, пять с половиной метров на семь с половиной метров, оказалось делом затратным. Транспортировку спонсировала Великая княгиня Елена Павловна. Картину погрузили на корабль, разместили прямо на палубе  и отправили по морю из Рима в Санкт-Петербург. “Явление Христа народу” произвела мощное впечатление на зрителей. Иванов отошел от классических канонов и сделал ставку на психологизм, на эмоции персонажей, которые наблюдают явление Спасителя.

Практически сразу после выставки Иванов заболел холерой и скоропостижно скончался. Через пару часов после смерти художника картину купил император Александр второй Румянцевскому музею, а затем ее отдали в Государственную Третьяковскую галерею. Для размещения гигантского такого полотна пришлось к основному зданию галереи пристроить отдельное помещение, где сейчас и хранится “Явление Христа народу”.

Копия репродукции, по договору с камским казачьим обществом,  размещена в Даниловском казачьем центре имени Васнецовых, несколько поколений,  которых были служителями прихода.  Росписи самого Даниловского храма, как и многих храмов в Приуралье и Поволжье были выполнены иконописцами  школы Васнецова Виктора Михайловича, возродившего в России Византийский стиль иконописи. Некоторые храмы Вятской губернии и региона и сейчас сохранило старинные росписи стен этого стиля. К сожалению годы богоборчества не дали возможность сохранить фрески и сюжеты в этом стиле в храме села Данилово. Но изумительно сохранились в храме села Кекоран Якшур Бодьнского района.

Сейчас проводится работа по созданию репродукций с этих икон и в дальнейшем будет представлены в Даниловском центре православной культуры.