Скучание о Боге

Разум не хочет- ленится, а дух просит-ищет; духовность свою надо развивать с детства, чтоб иметь возможность в определенный жизненный момент начать новую жизнь для полноты бытия.

Скучание о Боге.  Естество наше состоит из души и тела, человек находится на точке соприкосновения миров, духовного и физического.

В само естество изначально вложена способность творить, созидать. Мы несем на себе следы Божественной премудрости и всемогущества. Поэтому человеку так легко и свободно на сердце, когда он обращается с молитвой к Богу. Часто ощущая воздействие на свою судьбу Промысла Божьего, вопреки нашей воли, получая лучшее, видим заботу Его о нас. Поэтому верующий человек познает, что Господь хранит его, ограждает от возможных ошибок, исправляет их и направляет человека к истинному благу.

История показывает, что не все, идя путем естественного  познания Бога, достигли чистого, истинного знания о Нем. В нашем мире царит грех, который наложил отпечаток и на всю вселенную, и на естество человека. На всем живом лежит печать старения и смерти. Ум человека постоянно клонится  к земному, он мало способен к  Богопознанию. Нашей душе свойственно познавать Бога. Но этот дар важно раскрыть в себе. Подготовить свое сердце для Него. Зажечь желание общения с Ним.

Бога без Бога познать не можем. Необходимо, чтобы, Сам Бог открыл Себя человеку, напоил его реальным общением с Собой. Человек, имея божественный дар свободы, никогда не может возвышаться к боговедению без  желания и усилия воли и если сам Бог, снизошед, не коснется его души  и не поведет к Себе.

Но в мире царит страдание и грех, он наложил отпечаток и на всю вселенную, и на естество человека. Ум человека постоянно клонится к земному, он мало способен к богопознанию и воспринимает мир как бы в полумраке.

Мы можем приобщаться к Богу в верности Его заповедям, которые даны нам в помощь на пути к спасению, к встрече с Ним. Бог Сам откроет Себя человеку, пожелавшему этой встречи, что бы напоить его реальным общением с Собой.

Издревле, Создатель открывал Себя людям  святым, праведным, чья воля была направлена к познанию Его воли. Некоторые из них записали данное им Откровение Божие. Так постепенно из многих книг появилось Священное писание. Библия записана пророками и апостолами под воздействием Духа Божия. Поэтому Священное Писание называется так же словом Божиим. Духовные истины Священного Писания, особенно относящиеся к Богу и спасению человека, уникальны, они не имеют аналогов в учении других религий.

Священное Писание всегда интересно  и познавательно, чем  больше читаешь, тем больше оно обогащает, умудряет и утешает. Библия хранит в себе тайну общения человека с Богом, такую тайну которая открывается искренне ищущему. Каждый увидит в Библии самого себя, причины своих ошибок и падений, опору своих надежд.

Священное Писание состоит из двух частей — Ветхого и Нового Заветов, хотя является единым целым. Ветхий Завет носит подготовительный характер, он повествует об отношении всего мироздания к Творцу, о потере человеком своего богоподобного достоинства, о скитаниях и поиске утраченного Бога. Ветхий Завет предвещал о грядушем Спасителе и запечатлел первые духовно-нравственные заповеди людям. Сердцем же всего Божественного Откровения является Новый Завет, и прежде всего Евангелие, в котором запечатлен образ Господа Иисуса Христа, явленный в событиях Его земной жизни, в Его делах и словах. Только во Христе Бог действительно, во всей полноте явил Себя людям. В писаниях Святых Отцов, заложен опыт богопознания, богослужебное творчество и весь строй православной жизни, которые и  составляют Священное Предание, которое хранит сам дух и смысл Священного Писания.

В отличии от героических личностей, святые влияют на мир путем внутреннего его преображения и начинают это преображение с самих себя. Святые сумели победить себя, потому что полагались на Бога, А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн.

Божия благодать согревает душу человека духовным теплом; несет свет, любовь, жизнь всему существующему, подает людям радость, внутреннюю крепостью. Все добрые качества, которые есть у людей, вся светлость, чистота и благородство их духа,- только малое отражение величия Духа Божия – Его благодати.

Бог совсем недалеко от  каждого из нас. С Ним можно реально встретиться, как это было с каждым святым. Если Он преобразил их души и они могли познавать Бога, значит, то же самое возможно и в нашей жизни.

Богопознание составляет то совершенство, которому нет предела. При этом святые отцы единогласно свидетельствуют: мы можем постигнуть Божии свойства, Его проявления в этом мире, можем приобщиться благодати Господа, но сущность Божия — непостижима. Нам открыто, что Бог существует, и Его Собственное Откровение даже указывает, Каков Он. Но никто, нигде и никогда не постигнет и не сможет узнать, что такое Бог в Самом Себе.

Человек не вполне понимает сущности даже материальных вещей. Наши органы чувств улавливают лишь отдельные качества, свойства предметов. Подробное исследование материи открывает, что она делится на молекулы, атомы, электроны, мельчайшие частицы-волны, и деле бесконечная пропасть неизвестного.

Время мы измеряем годами, днями, минутами, оно являет постоянные перемены в мире. Но что есть время в самом себе — никто постичь не может. Если же от нашего ведения ускользает сущность пространственного и временного, то как можно познать Того Кто — вне пространства и времени? О Боге Священное Писание говорит, что Его «никто из человеков  не видел и видеть не может» Существо Божие навеки останется тайной.

Христианин благоговеет перед этой тайной, осознавая величие, святость, неприступность Господа Бога. Но Бог может даровать Свою освящающую силу,  благодать — любому, кто ищет Его искренне. Именно в этой спасительной силе , в Своей благодати Всевышний открывается, вверяет Себя человеку, вверяет насколько мы бываем способны Его принять и насколько наше сердце открыто навстречу Ему. Там в глубинах сердца, находятся причины веры и неверия, познания Бога или полного  Его отвержения.

Бог Сам показал, явил Себя людям. «Я – Господь, это – Мое имя»-так сказал Он Сам через пророка Исайю(8 век до Р.Х.) К богу обращаются, именуя Его Господом и Владыкой, признавая таким образом Его верховное господство над Вселенной. В Священном Писании встречаются другие имена: Эл-Бог Крепкий; Элогим- Исполненный сил; Саваоф, то есть Господь небесных воинств; Адонай -верховный Господь, Владыка над всем; Господь сил; Господь веков; Царь славы; Царь царствующих и Господь господствующих.

Он также именуется Вседержителем, потому что все содержит в Своей благодатной власти, премудро руководит происходящим и поддерживает порядок во Вселенной. Бог есть Живая Личность. Личное бытие-это высшее бытие. Только личность способна к самым возвышенным чувствам и действиям: любить, общаться, заботиться.

Личность -самое глубокое и сокровенное явление во всем, что существует. Во всей полноте личен только Бог. Как Личность, Он свободно действует и знает, что и как совершать. Благодаря именно тому, что Бог Личность, люди имеют драгоценную возможность обращаться к нему на «Ты». Будучи Личностью, Всевышний открывается человеку как Небесный Отец, Который любит, видит и заботится о нем.

Если все во Вселенной когда-то получило начало, то Господь по Своему бытию ни от кого не зависит. В Нем Самом сосредоточено всецелое, самостоятельное, первичное бытие, которое не начиналось и не прекратится. Бог есть источник жизни и бытия. «Я есмь Сущий» — явился Он Моисею. «Сущий»(по евр. «Ягве») — значит Существующий, Имеющий бытие, Тот Кто Есть. Только Бог существует самым полным и совершенным образом.

Бытие Божие превосходит бытие всего существующего. Весь бесконечный, сложный мир зависит от Создателя. Все обладает существованием только по причастию к Божию дару жизни. «Я есмь»-означает самую суть, смысл всего бытия вообще, живое присутствие Господа рядом с каждым из нас. Без Бога все будет мертво. Именно Он, как Самобытная Жизнь оживляет вокруг Себя все. 

Всевышний чужд всякой телесности, материальности. Поэтому нельзя Его увидеть телесными глазами и неуместно представлять Его в человеческом образе.

Бог беспределен, Его глубины неизмеримы. Господь не может быть измерен, Его не возможно ни с чем сравнить или сопоставить. Он есть Дух высочайший, чистейший, совершеннейший. Все человекообразные выражения в отношении Бога приспособлены к уровню нашего сознания. Творец вне времени. Вечность Всевышнего-это постоянно и неизменно пребывающее настоящее. Но будучи над временем, Бог действует и во времени. Он проявляет Свое присутствие в истории людей. Сам Он премудро направляет все к определенной цели.

Бог есть Само Высшее Совершенство. Однако неизменяемость в Боге не есть неподвижность или замкнутость в себе. Бог – Сама Жизнь, проявляющаяся во вне. Лучи Божественной Жизни согревают  все существующее во Вселенной. Сила Создателя беспредельна. Он сказал, — и сделалось; Он повелел, и явилось. Всемогущество Божие проявляется в Его заботе о каждой, даже самой мельчайшей частице Вселенной. Господь управляет стихиями, подает Вселенной устойчивость.

Господь есть Всемудрость. Он всегда действует в согласии с разумностью, целесообразностью своих действий. Бог вездеприсутствующий, при этом  Он присутствует на каждом месте не какой-то Своей «частью», но Сам целиком и полностью. Бог пребывает во всем Своими благодатными, животворными силами-энергиями. Всевышний знает каждого из нас, причем лучше, чем мы сами себя знаем. Он видит не только, что мы делаем и говорим, но даже что думаем, и чего желаем. Бог все предвидит, но не все предопределяет, то есть не принуждает к добродетели.

Господь именуется Святостью, Святыней. Святость — это не просто отсутствие зла, а высшая духовная чистота, сияние вечного Божественного света. Свято все что исходит от Него и служит Ему: свято  имя Его, слово и закон Его, святы Его храмы и люди, которые близки Ему.

Господь есть Вселюбовь, изливающаяся на Вселенную, она безгранична. Бог всегда и непрестанно благ и благотворит. От Него Одного всякое добро, какое есть и может быть, от Него происходит утешение, радость, веселие и блаженство. И если человек ощущает одиночество и холод, то единственно потому, что отворачивается от Бога. Он больше печется о нашем спасении, чем даже о Своей Собственной Славе. В этом самая суть христианского благовестия.

Всевышний обладает всеми этими свойствами сразу, всегда и везде и вмещает в Себя полноту всех качеств в их высочайшем и бесконечном виде.

Поэтому, о человек! Не равный ты Господу! Относись ко Всевышнему с почтением, благоговением, как Святые Отцы наши в веках.

Все эти определения составляют понятие весьма бедное, но для нас достаточное. Позже, когда люди встречали учеников Христа, в подлинности их проповеди убеждали не их слова, а само их присутствие: они говорили со властью исполнившего их Святого Духа, через них Бог провозглашал Свою Истину.

Часть ангелов, увидев как они хороши и необычайно прекрасны, ,что они достигли все-конечной полноты, но забыли, что нет предела для становления, для роста, что каким бы прекрасным не был их свет, они все таки – часть Божественного сияния. Вместо изливания любви во вселенную по подобию Божьему, они пали, потому что замкнулись в себе, наслаждаясь в себе, не отдавая сияние, а поглощая его. Они утратили приобщенность к Тому, Кто Единственный есть Красота и Создатель красоты.

Насколько бесконечна  Любовь Творца,  отобразится в смирении при Воплощении и Распятии. Господь Вседержитель отдает Сына Своего на смерть для того чтобы победить зло. Любовь, которая способна вырасти в такую меру, находится за пределами человеческого понимания, она непостижимо велика.

Бог призвал нас быть Его друзьями: «Я уже не называю вас рабами, но друзьями, потому, что раб не знает, что хочет его господин, а Я поделился с вами всем». Но если отношения, которые установились у нас с Ним однажды, подлинны, то все это должно стать основой нашей жизни, как если бы мы обрели друга: дружба нам приносит радость, но мы обязаны жить в ее меру, быть достойными дружбы, которая дается и даруется безоглядно, щедро, порой дорогой ценой.

Нам известно из человеческих отношений, что зачастую, мы оказываемся не способными жить в меру той дружбы, которую получили как драгоценный дар. Но наш Друг не отворачивается, он терпит, он остается нам верен, даже если мы колеблемся.