Православная Церковь – это большая семья. Глава – Христос, а все мы члены Его семьи. Через Христа мы духовно связаны друг с другом. Люди, которые сильно стремились к Богу при жизни, после смерти оказались в особой близости к Нему. Это святые, образующие духовную «Золотую цепочку» покровителей человечества, государства, города, села, семьи, духа.
Собор всех святых, в Земле Русской просиявших.
Молитвенная связь с Отцом Небесным, Спасителем, Богородицей, миром ангельским, Божьими угодниками, поминовение в заупокойной молитве близких родичей, дают нам невидимую духовную силу, с которой мы становимся духовно крепкими. Из зерна, посеянного святым князем Владимиром, выросло великое древо покровителей нашего Отечества. Замысел оформления Собора Всех Святых в земле Русской просиявших осуществил епископ Афанасий(Сахаров).
Одновременно с составлением службы Всем Святым, словесное изображение Святой Руси нашло свое иконописное воплощение. Группы святых располагаются по кругу, по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России. Круговая композиция, идеально отражая полноту церковной соборности, подчеркивается иконой Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, заключенной в круг.
В нижней части иконы — корень православной Русской державы, святой Киев со своими угодниками — просветителями Русской земли, ее первомучениками, на крови которых начинало возрастать древо Русской Православной Церкви, светоносные пещеры Успенской Киевской Лавры. С обеих сторон крестителя Руси князя Владимира окружает сонм киево-печерских угодников. Слева — подвижники ближних пещер во главе со своим начальником преподобным Антонием Печерским. Справа — насельники дальних пещер с преподобным Феодосием. Слева от собора киево-печерских преподобных изображены святые южной Руси, черниговские князья-мученики Михаил и Феодор, переяславские и волынские чудотворцы с преподобным Иовом Почаевским.
Сердцевиной его является «славный град Москва», «корень Царства». Под кровом Владимирской иконы Божией Матери, в молении у Престола Успенского собора Московского Кремля с возлежащей на нем Ризой Господней стоят московские святители Петр и Алексий, Феогност и Иона, Ермоген и Филипп, Фотий и Киприан, преподобные Савва и Андроник, благоверная княгиня Евдокия — жена святого князя Димитрия Донского, преподобный князь-строитель Москвы Даниил, святитель Тихон Калужский, Царевич-мученик Димитрий Угличский и другие. Справа от Москвы — святая Троице-Сергиева Лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками. Огоньки, зажженные в древности на юго-западе в Турове, Полоцке, вспыхивали в Смоленске, Бресте, Белостоке, далекой Литве. Особенно яркими светильниками на северо-западе Отечества были Новгородская и Псковская епархии. Над сонмом новгородских святых сияет древний образ Матери Божией «Знамение». Крону великого русского древа образует чудная Северная Фиваида. Слева направо в верхней части иконы изображены петроградские, олонецкие, белозерские, соловецкие, архангелогородские, вологодские и пермские угодники Божии. В правой части иконы предстоят в молении Христу все святые среднерусских земель: угодники Ростова и Ярославля, Углича и Суздаля, Мурома и Костромы, Твери и Рязани, древнего Владимира и Переславля Залесского. Ближе к востоку наш взор встречает тамбовских, сибирских и казанских чудотворцев. Казанская явленная чудотворная икона Богоматери осеняет восток Святой Руси. Замыкает круговое движение изображение святых древних Церквей Кавказа: Иверии, Грузии и Армении, в правом нижнем углу.
Словесная богослужебная икона Русской Церкви, равно как и иконописное ее изображение, с возможной полнотой представляют единство разнообразного и безграничного множества путей достижения святости, служения Богу. Преподобные и великие князья, святители и блаженные, праведные жены и мученики имеют равное достоинство перед Богом, Который взирает не на лица, а на горящие сердца человеческие. В верхней части иконы изображен Деисусный чин. Предстоят в молении Богу Троице Пречистая Богородица и святой Иоанн Креститель, святые архангелы Михаил и Гавриил, особенно чтимые и близкие Русской земле святые: апостолы Варфоломей и Андрей, святители Фотий и семь Херсонских священномучеников, великомученики Георгий и Димитрий Солунский, святитель Николай Мирликийский и просветители словенские Кирилл и Мефодий, а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской Церковью. Деисусный чин помогает уяснить глубинное содержание иконы Собор Русских Святых.
На огромных просторах великой Православной России, под благодатным покровом Святой Троицы незримо высится прекрасный храм святой Православной Русской Церкви, где единым сердцем и едиными устами все русские святые, именованные и неименованные, явленные и неявленные совершают Божественную Литургию на Престоле алтаря Святой Руси — Успенского собора Московского Кремля с великой святыней, Ризой Господней. И лучше всего заключит наше слово священное песнопение: «Русь Святая! Храни веру православную, в ней же тебе утверждение!»