Благочестивый певчий передает благодать Божию: «Византийская церковная музыка – это целое учение… Она умягчает душу человека и постепенно, вместе со звуками, источающими блаженство, радость, благодарение, странствующими в духовном мире, возносит ее к иным духовным мирам…
Византийское пение пронизано смирением. Однажды Старец рассказывал мне о значении византийской музыки в православном богослужении, об афонских певчих, которые пели просто, умилительно, смиренно, стараясь своим пением помочь молящимся монахам. «И здесь, в миру, конечно, есть хорошие певчие, – сказал он. – Но здесь, как бы это сказать, часто поют с самодовольством».
Как петь? «Когда ты поешь, – наставлял меня Старец, – пой смиренно. Избегай ненужной мимики, беспорядочных взмахов руками, притопывания ногой… Следи за службой, не разговаривай на клиросе. Живи тем, что поешь. Только тогда твое пение будет доходить до молящихся».
Хорошая, добрая музыка. «Хорошая, добрая музыка приносит душе человека большую пользу».
Благочестивый певчий передает благодать Божию: «Византийская церковная музыка – это целое учение… Она умягчает душу человека и постепенно, вместе со звуками, источающими блаженство, радость, благодарение, странствующими в духовном мире, возносит ее к иным духовным мирам… Так и есть, чада мои, не обращайте внимания на то, что иногда говорят про певчих… Когда кто-либо постепенно проникается духовной манерой пения, он все это чувствует и так и должен петь всегда.
Ты можешь стать и самовлюбленным псалтом, делать изящные телодвижения, отбивать такт… и оставаться пустышкой. У тебя может быть и голос, и этот голос будет затрагивать души людей. Но у другого певчего, который действительно святой, есть еще и нечто иное. Кроме голоса, производящего, так сказать, звуковые волны, от него исходят и другие волны, несущие, таинственным образом, некую благодать. Эти волны глубоко проникают в души людей, приводя их в чувство умиления.
У музыканта-пустышки, эгоиста, есть голос, и он этим доволен. Святой же музыкант вместе со звуковыми производит и другие волны. Происходит великое таинство. Поэтому если вы поедете на Святую Гору и послушаете, как там поют монахи, то будь у вас даже ледяное или каменное сердце, услышав это пение… этот певчий может вызвать умиление…»
Духовная музыка выше любой другой, потому что она не будоражит душу, но соединяет ее с Богом и приносит ей совершенное успокоение. Если есть сильное желание, то ты можешь слушать и светскую музыку. Но тогда предпочтительнее слушать просто музыку, музыку без слов, поскольку любое слово «оседает» в душу и надо беречь ее от пустословия, а пуще от злобы и «смыслового блуда».
Старец в 60 лет окончил консерваторию, для передачи правильного звучания Византийского стиля богослужения.
…Но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.(Павел Ефесянам 5-19)
Старец на практике подтверждал учение апостола Павла о очищении себя от тьмы и удержании в себе Света.
Из бесед с афонским старцем иеромонахом Порфирием.